СОДЕРЖАНИЕ
2
ВВЕДЕНИЕ........................................................... 5
ВВЕДЕНИЕ В СЕМАНТИЧЕСКОЕ МИРОМОДЕЛИРОВАНИЕ 17
ГЛАВА 1. СЕМАНТИЧЕСКОЕ МИРОМОДЕЛИРОВАНИЕ:
ВИРТУАЛЬНАЯ КАРТИНА МИРА.................................. 21
1.1. Культы, религии, обычаи...................................... 22
1.1.1. Древний Египет............................................. 25
1.1.2. Древняя Греция............................................. 29
1.2. Архетипические признаки древнеегипетской картины мира 32
1.3. Слепки древнеегипетской среды обитания............... 35
1.4. Архетипические признаки древнегреческой картины мира 36
1.5. Слепки древнегреческой среды обитания................ 38
1.6. Виртуальная картина мира - построение модели......... 39
1.6.1. Египто-греческий феномен мироздания........................ 39
1.6.2. Древний Рим - как историческая закономерность.............. 43
ГЛАВА 2. ЕГИПТО-ГРЕЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН КАК ЭПОХА
РОЖДЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ЯЗЫКА АРХИТЕКТУРЫ.... 51
2.1. Визуализация египетской картины мира......................... 51
2.2. Визуализация греческой картины мира.......................... 56
2.3. Механизмы формирования художественного языка................. 59
2.4. Построение модели формирования художественного языка архитек-
туры.......................................................... 65
ГЛАВА 3. ТАКТИКА ВЫЖИВАНИЯ АРХИТЕКТУРЫ: РОЖДЕНИЕ СТИЛЯ............................................................. 75
3.1. Формирование стиля........................................... 75
3.1.1. Архитектурная сущность как испытание выбором............... 75
3.1.2. Диссонанс в виртуальной гармонии........................... 77
3.1.3. Пространство стиля как оправданность выбора в римской архитектуре.......................................................... 81
3.1.4. Стиль как художественная закономерность.................... 85
3.2. Стиль как программа.......................................... 87
3
3.2.1. Тактика выживания................................................ 88
3.2.2. Вторая реальность стилевой активности............................ 91
3.2.3. Статус программы................................................. 92
3.2.4. Семантический диагноз феномена архитектуры (на период его становления)............................................................... 93
ГЛАВА 4. ФЕНОМЕН АРХИТЕКТУРЫ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНЫХ
ЭПОХ.................................................................... 98
4.1. Ситуация сегодня........................................... 98
4.1.1. Новый принцип мироздания................................. 98
4.1.2. Бытийная реальность сегодня. Форма структурирования бытия..................................................................... 98
4.1.3. Форма созидательной деятельности человека................ 100
4.1.4. В преддверии новой культуры..................................... 101
4.1.5. Текстуальность бытийного пространства........................... 102
4.1.6. Реанимация культурного творчества........................ 102
4.2. Динамика культурных процессов в условиях всеобщей трансформации бытийного пространства конца Х1Х-начала XX веков 103
4.2.1. Разрушение старой культуры. Технология новой культурной потребности.............................................................. 106
4.2.2. Организация быта как форма бытования культуры. Технология новой культурной потребности................................... 111
4.3. Институт новой культуры.................................... 118
4.3.1. Двоякость ситуации или что дают системе координаты мифа... 125
4.3.2. Характер производства в рамках новой культуры, формирование художественного образа посттекстуальной эпохи.......................... 126
4.4. Структура выражения архитектурных форм: архитектура образа и образность архитектуры................................................... 135
4.5. Новая архитектура: “стильность” или “виртуальность”? Феномен “Хай-Тека”............................................................. 140
4.6. Современная архитектура как эффект текстуального клонирования.
Модель развития........................................................ 147
19
<4>
•tïfiïfibUr
f ГНШбПрщимьма}
‘уГи<.4Н''ґ*ІІ«Г.Л€- ТжфГЄіЛчіТіС.<ЬІІС*'НІ.Ц £Н*0&С*г(/ )
с /ллммимс^г«« »ийу»ш«»л««> c*t+c*£jlP' ■ttv*uyt*r$êm#c-it>
,Hny>cji.tta\3,uu V^i«.t<i«tlX ijK/iMMtMt/ÿa- •' ~k/*£.i6&1yÿiн, )
Арчигекгуря
г 2**
(O0UC."H>«tCt*A
А«-клт/
біьлйл'
60t€*o*ip(m<HaJb
*S Ґ-7«*ГС (^нугс+Щ)
Г«й»Д!»ЛЛ^Нй?«/
(е+оіЯ/<с<*»**«гО£В+, »wfrtwmwm^і •наЪ'СсЛюегшбеЮ*-) *4<г€съ- o/7iu.e+ TmtaAmwntt^pi(>й»л5^
^ ^ 7 шиМитюШМ
“ЙТ
Знак
Схема 2. Развитие стиля
Таким образом, складывается парадигматическая структура формирования художественного мира, результат которой обеспечивает взаимодействие конструктивного и образного начала в процессе формирования архитектуры и знака [66].
F-стественно, что эта схема действенна на любом этапе развития интересующей нас сферы, поэтому вышеуказанная взаимосвязь подвержена изменению (эволюционированию), но не в самой структуре, а во внутреннем содержании основных составляющих. Происходит их последовательное наложение друг на друга с непрерывным накоплением информации, поэтому в действительности представленная взаимосвязь будет выглядеть в виде спирали, а схема 2 - ее горизонтальный срез ira определенном этапе развития. Но это только гипотеза. Поэтому, чтобы характеризовать реальные механизмы стилсобразования, необходимы структурные характеристики и обусловленности каждого витка спирали [66, 107, 108, 111].
Возникает необходимость в своеобразном носителе устойчивости - факторе процесса наследования и передачи традиций с одной стороны, а также в структуре, представляющей собой установку на моделирование художественного мира - с другой. Она должна содержать определенное сочетание исторически сложившихся закономерностей в культурной жизни общества, так называемые внешние факторы, которые, однако, не менее сильно влияют на внутреннюю логику зарождения и формирования стиля. Кроме того, необходим стержень универсальной модели развития стиля, которым и явилась в данной модели виртуальная картина мира.
Индивидуальность виртуальной картины мира заключается в ее внутренней струкгуре, а внешние смысловые координаты у нее совпадают с основной схемой
20
стилевых процессов (см. схему 1), поэтому очертания ее горизонтального среза в виде квадрата (ромба) вписаны в окружность схемы 2. Таким образом, схема, отображающая срез картины мира будет называться - схема 2 к. м.
В основу модели виртуальной картины мира положены следующие концепции:
• Пространство стиля - это пространство компромисса, хрупкое пространство баланса между субъективностью архитектуры и ее объективной реальностью. Стиль в данном контексте - 1рань между фактом и иллюзией, между логикой и фантасмагорией. Это особая реальность культуры, поэтому пространство стиля нельзя соотнести с абсолютным реальным пространством. Пространство стиля - это пространство мифа, пространство «означаемого», т.е. пространство «картины мира», как воплощения бесконечности совершенства, а также пространство сознания с его предельной и естественной субъективностью [66, 107, 108, 111].
• Семантическое поле - между означаемым и означающим в виртуальной картине мира пространство стиля создает линии смыслов, которые являются проекцией внутреннего содержания основных составляющих схемы развития стиля (см. схему 2). Именно по этим линиям и происходит конструктивное упорядочение поливозможностных характеристик стилевого пространства. Благодаря этому, происходит выстраивание архетипов в нужной направленности.
Модель развития стиля и виртуальная картина мира вместе представляют единую структуру - универсальную модель формирования и развития стиля, поэтому в их основе лежит единый принцип его формирования через попеременное преобладание революционного и эволюционного начал, через чередование образной и конструктивной направленности в архитектуре. Это выражается в попеременном образовании новых знаковых структур в архитектуре, затем последовательном их преобразовании в новую архитектурную форму [66, 107, 108, 111].
- Київ+380960830922