2
ОГЛАВЛЕНИЕ.
Стр.
Введение................................................... 3
Глава 1. Формирование планировки и застройки Уфы .... 13
(конец XVI-XVIII вв.).
1.1. Градоформирующие факторы................... 13
1.2. Эволюция планировочной структуры....... 18
Глава 2. Архитектурно-планировочное развитие Уфы....... 25
(XIX - нач.XX вв.).
2.1. Разработка регулярного плана и характе-... 25 ристика этапов его реализации.
2.2. Застройка городской территории в 1800-1880 гг. 44
2.2.1. Социально-экономические факторы, .... 44 местные строительные ресурсы и кадры, управление проектно-строительными работами.
2.2.2. Городские площади..................... 52
2.2.3. Культовые, гражданские и произвол-. . 58
ственные постройки.
2.2.4. Городское благоустройство............. 87
2.3. Застройка городской территории в 1890-1910 гг. 100
2.3.1. Городские площади.................... 103
2.3.2. Культовые, гражданские и произвол-. . 106
ственные постройки.
2.3.3. Городское благоустройство............ 124
Заключение................................................ 133
Список принятых сокращений................................ 141
Список использованной литературы....................... 142
Примечания к тексту.................................... 147
Примечания к таблицам.................................. 174
Примечания к приложениям............................... 175
Схемы ................................................. 176
Таблицы ............................................... 210
Приложения............................................. 241
3
ВВЕДЕНИЕ
Уфа - первый город на территории современной Республики Башкортостан, которому отводилась существенная роль в освоении новых земель. С самого основания в 1574 г. Уфа была административным и культурным центром края. Расцвет ее начался с 1865 г., когда она стала центром Уфимской губернии. В это время сформировался в стиле классицизма ансамбль Соборной площади, которая и сегодня сохраняет функцию административного центра города. Застройка этой площади в XX в. несколько раз подвергалась реконструкции; при этом не ставилась задача сохранения этого памятника градостроительного искусства XIX в.
И многие другие памятники Уфы, построенные в XIX -н.ХХ вв., сохраняют сегодня градоформирующее значение как реально функционирующие элементы современной городской среды. Но в то же время, в связи с нарастающими темпами реконструкции города, эти памятники разрушаются и утрачиваются, поэтому необходимы выводы специальных научных исследований по истории градостроительства для охраны и использования их в реальной архитектурно-проектной деятельности. Эти мероприятия помогут сохранить Уфе ее статус "исторического" города России.
Архитектурно-градостроительная история Уфы заслуживает пристального внимания специалистов, так как, по мнению уральских исследователей, она "обладает наиболее крупными по величине историко-архитектурными ресурсами среди городов Урала, уникальной планировкой и архитектурой, не имеющей аналогов в регионах России... Дорегулярная радиально-кольцевая
32
строительства церкви. Несимметрично расположились площади Александровская (на холме), Сенная и Дровяная (у старых въездов в город), дом архиерея на Соборной площади (построен на фундаменте дома наместника XVIII в.) и несколько жилых кварталов в юго-восточной части (старые жилые строения). В то же время это смягчило жесткость схематичной планировки, и во многих других городах было сделано то же самое.
Большой заслугой проектировщиков, но нашему мнению, является сохранение достопамятных мест, питавших патриотизм уфимцев, за счет размещения на них церковных площадей: старой Соборной площади, где находились могилы "славных защитников Уфы от Емельки Пугача",51 и старого погоста у разрушенного женского монастыря (Богоявленская церковь на Усольской улице в Старой Уфе).52 Проектировщики обогатили речную панораму новым кафедральным собором и сохранили исторически сложившееся архитектурное оформление главного въезда в город у пристани с Оренбургской переправой.53 Сохранили просторную площадь у пристани, чтобы там разместить торговлю.
По плану предложен ряд новых для Уфы архитектурноградостроительных решений: создан композиционный центр (Соборная площадь) на свободной территории, так как старая Соборная площадь была уже мала; соединена старая система высотных доминант с новой (из 5 церквей), а также расширена старая система площадей (Соборная, Верхне-Торговая (потом Троицкая), Нижне-Торговая (у реки)) за счет образования новых, разделенных по функциям, торгово-хозяйственного и культового назначения (для них предложены прямоугольные и квадратные формы планов),54 увеличена площадь жилого квартала. Кроме
33
того, запроектированы ансамблевая обстройка на Соборной площади, здание гостиных дворов на Верхне- и Нижне-Торговых площадях, обозначены места для строительства крупных зданий внутри города (полиции) и на северной окраине - у водоисточников - (казарм, госпиталя, рабочего дома), предложено озеленение города садами и бульварами вокруг нового и старого центра, выделены прямоугольными площадками естественные пруды (см.схему 29).
Указов о районировании городов по социальному или профессиональному признакам не было,55 так как на практике дворяне занимали места у административного центра, купцы - у торгов, ремесленники - у реки. Таких указов и не требовалось, так как принцип социального зонирования был заложен в концепции города Нового времени. Территория Уфы делилась условно на четыре полицейские части (см.схемуПб).
ПЛАНИРОВОЧНАЯ СТРУКТУРА В 1865-1888 гг.
В 1865 г., когда Уфимская губерния была выделена из Оренбургской, Уфа стала полноправным губернским центром. С этого времени возобновилось после сорокалетнего перерыва строительство общественных зданий. Формирование здесь религиозного, учебного и культурного центров края вызвало раз-витие комплексного строительства. В центре города появилась группа учебных зданий: народного училища, женской гимназии, дворянского пансиона. В соседних кварталах - губернского музея, театра, зданий дворянского собрания и Оренбургского магометанского духовного собрания, мечети (см.схему 19).
С 1860-х гг. город начал интенсивно расти. В условиях капиталистической экономики развивалась индустрия и транспорт. Для судоходного сообщения (первый пароход в Уфе - в
- Київ+380960830922