Содержание
4 Введение
12 ГЛАВА I. Основные этапы становления раннехристианской
архитектуры 30 Выводы по I главе
33 ГЛАВА П. Литургическое движение и основные вопросы
организации храмового пространства в католической и протестантской архитектуре Западной Европы XX в.
35 Литургическое движение и религиозная архитектура
Западной Европы до 1914 г.
43 Религиозная архитектура Германии и основные
тенденции в западноевропейской культовой архитектуре в период между I и И мировыми войнами 67 И Собор Ватикана и влияние литургического движения
на религиозную архитектуру Германии, Италии, Франции после 1945 г.
93 Выводы по И главе
95 ГЛАВА III. Формирование тенденций в современной
архитектуре католических храмов Западной Европы 97 «Литургический функционализм» (Р.Шварц, X. ван дер
Лаан, минимализм)
122 Традиционализм. Идентификация здания с религиозным
содержанием путем использования традиционных исторических форм церковной архитектуры (Е.Пленник, регионализм, школа Э.Стефана, М Богта)
151 «Органическая архитектура». Трактовка здания церкви
как скульптуры, обладающей собственными генетическими кодами, связанными с природными формами (Ле Корбюзье, Дж.Микедуччи)
156 Церковь - общественное здание. Прямое обращение к
формам современной светской архитектуры 159 Выводы по III главе
163 ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Основные выводы и результаты исследования 169 БИБЛИОГРАФИЯ
178 ПРИЛОЖЕНИЕ I. Графоаналитические таблицы
194 ПРИЛОЖЕНИЕ И Основные вопросы организации
пространства современной католической церкви (по М. Бергамо)
19
собой шкаф (ящик, нишу), в котором хранятся Тора и другие священные тексты, отсюда их достают для чтения в ходе ритуалов. Как и в Святая Святых, ковчег защищен занавесом, напротив которого устанавливается менора, семисвечный канделябр.
Третьим основным элементом синагоги является вима (бима), место, с которого произносится молитва и читаются священные тексты. Вима вначале представляла собой прямоугольную платформу, позже на ней был установлен амвон1. Она занимала центральную позицию и была приподнята для того, чтобы чтеца мог услышать каждый.
Первоначально иудеи использовали в качестве синагог типичные общественные греческие здания — базилики, в плане имевшие форму прямоугольника с двумя рядами колонн, что формировало два свободных боковых нефа; базилики имели одну или три входных двери. Позднее, во Н-Ш вв. н. э., на стороне, обращенной к Иерусалиму, появилась апсида, где помещался ковчег, в то время как престол Моисея и вима переместились в противоположную зону, по направлению к входу. Собрание располагалось по бокам между ковчегом и вимой.
Доступ в синагогу осуществлялся через атриум, где находилась чаша с водой, миква. Кроме того, были предусмотрены комнаты для изучения Писания и служебные помещения. Расположение предметов, составляющих обстановку синагоги, могло было быть любым, но связь между общиной, собравшейся вокруг престола Моисея, вимой и ковчегом была неизменной. Неизменной осталась также ориентация ковчега на Иерусалим, на Святая Святых, в эту сторону были обращены и молящиеся.
Необходимо учесть тот факт, что у иудеев еще в дохристианскую эпоху существовали ритуальные трапезы, проходившие в общине или
1 Вимй (биий) от греч. «ораторская трибуна». В христианстве - византийское название алтарной части храма (православн. «алтарь», католич, «пресвитерий»).
20
в кругу семьи (субботняя трапеза, ритуал Гїасхи). Торжественное открытие праздника состояло в преломлении хлеба и в благословлений кубка с вином при общем участии верующие Христиане ввели евхаристическую трапезу в качестве нового священного действия, в ожидании второго пришествия Мессии, провозглашенного в Иерусалиме при Понтии Пилате.
3. Церкви Сирии
Наиболее ранним типом христианской церкви могут считаться сирийские храмы. Сведения об этих храмах мы можем получить, как используя археологические находки, так и анализируя раннехристианские литургические тексты. Кроме того, некоторый материал можно почерпнуть, изучая семитские и раннехристианские традиции и обычаи, сохранившиеся до сегодняшнего дня в несторианской церкви, у якобитов и в католической церкви Сирии1. Определенные пространственные характеристики современного сирийского христианского культового здания соответствуют пространственному решению церкви периода до эпохи Константина, которая может считаться христианской версией еврейской синагоги (табл. 1.1, рис.2)2.
Как и в синагоге, для отправления культа использовался
1 О христианских храмах Сирии см.: Butler Н С. Early Churches in Syria. - Princeton: Princeton University Press, 1929; также библиографию у Буайе, вт.ч.: Lassus J. Sanctuaires chrétiens de Syrie. Paris, 1947; Lassus J. Liturgies nestoriennes médiéwtles et églises syriennes antiques H Revue d’histoire des religions - 1950,- C.236 и далее; Lassus J.-Tchalenko G. Amborn syriens И Cahiers archéologiques - 1951.- №5; Hickley D. The Amho in Early Uturgtcal Planning. A Study with Special Reference to the Syrian Bema II The Heythrop Journal. - 1966. - №7. Из литургических сирийских текстов Буайе упоминает Constitutiones apostolorum И, 57, 3 и Didascalia apostolorum И, 57, 3.
2 О существовании свидетельств заимствования элементов еврейского культа христианской церковью Сирии говорит, в частности, Н.Скутелис (см.: SkutélisN. Указ соч. - С.51, также библиографию, в т.ч. Shepheard Jr. M.N. The Formation and Influence of Antiochene Liturgy II Dumbarton Oaks Paper. - 1961. - №15. - C.23-44).
- Київ+380960830922