СОДЕРЖАНИЕ
Введение..............................................................4
Глава 1. РАЗВИТИЕ ФОРМ И СУТИ ИСТОРИЧЕСКИХ ПРОСТРАНСТВ.
(Среда исторического города и ее компоненты)...........................14
Раздел 1.1. Формирование открытых пространств города (морфология).
1.1.1. Городские пространства и средовая обстановка в них как отражение общественной жизни.........................................14
1.1.2. Историческая ценность городских пространств...............16
1.1.3. Композиционно-планировочные принципы в историческом центре города..............................................22
1.1.4. Стабильность и подвижность городского организма: слои и их активность (“каркас”, “ткань”, “плазма”).........................26
Раздел 1.2. Пространства исторических русских городов (старое и новое).30
1.2.1. Город Вологда.............................................31
1.2.2. Город Владимир............................................33
1.2.3. Город Иркутск.............................................34
1.2.4. Город Красноярск..........................................36
Раздел 1.3. Характеристики пространств города (систематизация, типология).
1.3.1. Типология по функциям пространств (по видам деятельности потребителей)..............................................37
1.3.2. Типология по степени зрительной открытости
и оптические связи между пространствами..........................38
1.3.4. Размерность пространств (сечения улиц)
и их геометрические разновидности................................39
Выводы по главе 1......................................................40
Глава 2. ТЕНДЕНЦИИ ИЗМЕНЕНИЯ ФОРМ И ХАРАКТЕРИСТИК
ГОРОДСКОГО ДИЗАЙНА. (Обьекты дизайна в городе).........................41
Раздел 2.1 .Ретроспективное исследование форм городского оборудования исторического города (по материалам архивных документов и т.д.).
2.1.1. Приемы изучения, цель, способ и задачи ретроспективного исследования форм городского оборудования..................41
2.1.2. Социальные изменения и смена дизайнерских элементов в среде... .44
3
2.1.3. Техническое развитее и элементы дизайна......................45
Раздел 2.2. Анализ характеристик, функций и взаимосвязей элементов.
2.2.1. Временной потенциал объектов городского дизайна (сезонность, мобильность).....................................48
2.2.2. Автономность и комплексность элементов городского дизайна....52
2.2.3. Смена функций и взаимозаменяемость элементов.................53
Раздел 2.3. Типология и номенклатура элементов городского дизайна и их систем. (Развитие форм городского дизайна).
2.3.1. Типы и группы элементов городского дизайна...................54
2.3.2. Номенклатура элементов урбодизайна...........................56
2.3.3. Видоизменения и модификации форм городского дизайна, стили....75
Выводы по главе 2.........................................................79
Глава 3. ПРЕОБРАЗОВАНИЕ СРЕДЫ ИСТОРИЧЕСКОГО ГОРОДА 80
Раздел 3.1. Процессы взаимодействия архитектурного и дизайнерского слоя городской среды.
3.1.1. Средовой (контекстуальный) подход к проблеме качества городских пространств.........................................80
3.1.2. Понятие комфорта в городской среде и роль дизайна............85
3.1.3. Роль потребителя и его влияние на изменения среды............88
3.1.4. Решение различных (планировочно-архитектурных и др.) городских проблем за счет средств дизайна.....................93
Раздел 3.2. Реконструкция среды исторических городов.
3.2.1. Отечественный опыт...........................................98
3.2.2. Зарубежный опыт.............................................102
Раздел 3.3. Взаимодействие архитектурного и дизайнерского слоя.
3.3.1. Классификация взаимодействия архитектуры и дизайна..........103
3.3.2. Пути адаптации исторической среды современным запросам......107
Выводы по главе 3........................................................114
Заключение (Основные выводы).............................................116
Примечания...............................................................119
Библиография.............................................................137
Иллюстрации..............................................................147
16
новую среду с ее рационально унифицированными характеристиками как «искусственную», точнее - неестественную, неоргашшную. Острый дефицит культурных значений форм механоморфного окружения и породил массовое предпочтение к старому, хотя бы такому, которое наполнилось человеческим содержанием в спонтанном развитии, стало восприниматься как органичное и естественное. [68]
Городской центр - городское пространство, насыщенное социально-культурными функциями с наибольшей степенью их концентрации и разнообразия для данного города.
Социально-функциональный и историко-культурный потенциал пространства определяется вследствие оценки ’’исторической роли" территории, ее основных функций в прошлом в сравнении с существующей ситуацией и перспективой преобразования этой роли на основе анализа композиционнопланировочных принципов формирования центров исторических городов и структурного состава среды. После чего возможны выводы по корректировке процесса преобразования среды, согласно статусу территории в структуре города.
1.1.2. Историческая ценность городских пространств.
В «Международной Хартии по охране исторических городов» (Вашингтон, 1987) записано, что:
- ценности, подлежащие охране, - это исторический характер города и совокупность материальных и художественных элементов, определяющих его образ (конфигурация плана города, отношение между различными городскими пространствами, форма и вид сооружений, различные функции города, приобретенные им в течение его исторического развития и т.д.)
- вмешательство в структуру должно осуществляться с осторожностью, методично, избегая догматизма, но с учетом специфических проблем в каждом отдельном случае.
По мере изменения условий, образа жизни, потребностей человека и общества появлялись новые социально-экономические, технические и эстетические критерии оценки качества Г.С., вследствие чего все лучшее -непреходящие ценности, выдержавшие проверку временем, оставались и сохранялись в процессе развития города как культурное наследие, а преходящие
17
ценности постепенно утрачивались и заменялись. В этом преемственность развития.
Если раньше в городских ансамблях и в составляющих их городских комплексах наблюдалась четкая дифференциация функций (дворцовые площади, административные площади, театральные, торговые, вокзальные и т.д.), то теперь изменение ритма и повышение интенсивности городской жизни обусловило интеграцию функций, что привело к появлению многофункциональных комплексов и отдельных узлов, имеющих одну преимущественную и несколько равнозначных функций, обеспечивающих возможность более полного удовлетворения потребностей населения.
Понятия «улица» и «площадь», характерные для средневекового города и довольно успешно выполнявшие свои функции вплоть до начала ХХвека, сегодня получают совсем иную социальную, функционально-пространственную и архитектурно-художественную трактовку.
В то же время мы ищем пути, как найти место в современном архитектурном ансамбле исторического города таким важным качествам, которыми обладали улицы и площади прошлого - масштабности, гармонии функции и формы, яркой художественной индивидуальности, создающим психологический комфорт Г.С. Эти качества нравятся нам в историческом городе, несмотря на изменившийся уклад жизни.
По критерию историко-художественной ценности культурного наследия исторические города условно разбиты на категории:
- города, представляющие собой уникальное произведение градостроительного искусства и располагающие памятниками национальной и мировой культуры, получившими всеобщее признание и играющими решающую роль в формировании художественного образа всего города или его центрального ядра. Это города, в которых сохранились ведущие архитектурные ансамбли, комплексы и отдельные здания, а также рядовая застройка, определяющая масштабные соотношения с основными памятниками.
- города, в которых градостроительная структура сохранилась фрагментарно, частично нарушены пространственные связи между памятниками культуры и рядовой застройкой.
- Київ+380960830922