2
Памяти профессора С. С. Подъяпольского
Автор выражает особую благодарность:
Проректору МАрхИ по научной работе, профессору - Лежаее И.Г.
Зав. кафедрой Реставрации и реконструкции, профессору - Щенкову A.C.
Доценту кафедры Реставрации и реконструкции - Шитовой Л.А.
Начальнику архитектурно-планировочной мастерской №4 Зачесовой Н.Г.
Заместителю директора по реставрации архитектурного ансамбля «Останкино» - Перкач Н.И.
Директору библиотеки МАрхИ - Безель ЛЮ.
Ст. преподавателю кафедры Русского языка для иностранцев Потапкиной А.П.
3
Содержание
Предисловие
Введение
Глава I: Теоретические и методологические концепции реставрации
1.1. Понятия и определения.
1.2. Анализ категориальных основ теории реставрации в Европе в XX веке.
Глава II Технологические проблемы исследования и консервации поврежденного декора интерьеров
2.1. Общие положения технология исследования повреждений декора.
2.2. Исторические процессы развития техники исследования и консервации декора в России
Глава III Практика реставрации декора в России в XX веке.
3.1. Практика реставрации с начала XX века и до войны 1941 г.
3.2. Реставрация декора интерьеров после Второй мировой войны и до 1990 гг.
3.3. Реставрация декора интерьеров в период с 1990 г до 2000-х гг.
- Заключение
- Иллюстрации
- Приложение > Предложение
- Библиография -Список публикации
18
действия, направленные на сохранение и поддержание данного шедевра в вечности. Если обратить внимание на определение термина "консервация", можно сделать вывод, что консервация — это универсальный процесс, включающий в себя методы, используемые для достижения цели данного процесса — предохранения от разрушения.
Самого консерватора можно описать следующим образом: Консерватор -это человек, обладающий умением, знаниями и опытом, необходимыми для выполнения консервационной деятельности. Основной задачей и работой консерватора является сохранение историко-культурных памятников.
Консервация исторического памятника - это сочетание науки, искусства и любви, причем вклад с каждой стороны должен быть точно определен и не может заменяться другим.
Реставрация19
Согласно девятой статье венецианской хартии, «Реставрация должна являться исключительной мерой. Ее цель - сохранение и выявление эстетических и исторических ценностей памятника. Она основывается на уважении подлинности материала и достоверности документов. Реставрация прекращается там, где начинается гипотеза; что же касается предположительного восстановления, то любая работа по дополнению, сочтенная необходимой по эстетическим или техническим причинам, должна зависеть от архитектурной композиции и нести на себе печать нашего времени...»20.
Определение "реставрации", опубликованное Международным Институтом сохранения памятников Канады (ПС) в брошюре "Принципы и руководство по консервации памятников культуры" выражается в следующем: "Вся деятельность, направленная на преобразование
имеющихся материалов и структуры памятника культуры, имеет своей целью
19 Restoration
20 Венецианская хартия. // Реставрация и реставраторы в России сегодня. Научно-практическая конференция - 24-26 ноября 1998г., Охрана культурного наследия в документах. 1960 - 1990-е гг., ЦНРПМ и ГосНИИР, Москва 1998, с.8
19
придание ему прежнего статуса. Целью реставрации является выявление историко-эстетических ценностей памятника культуры. Памятники культуры реставрируются с учетом уцелевших подлинных материалов и четких сведений о предшествующей ситуации в мире"21.
Реставрация — это «вытекающий один из другого, неразрывно связанные сначала критический анализ, а затем творческий акт. Это определение описывает двойственность реставрационного процесса. После завершения научной работы в лаборатории начинается творческая, в самом широком смысле этого слова, работа над историческим или художественным произведением"22.
Взаимопроникновение знаний и искусства, консервации и реставрации, их взаимосвязь с другими отраслями науки и техники предоставляет богатый выбор различных инструментов, таких как проведение анализов для выяснения составных веществ и материалов, определения общей структуры памятника, степени его повреждения и ветхости, а также для изучения причин разрушения и степени сопротивления памятника различным внешним и внутренним факторам. Все это помогает разработать методы консервации и реставрации. При этом возможно не только устранение «белых» пятен в истории памятника, но и всесторонняя помощь специалистам по консервации и реставрации памятников.
Реставраторы только тогда добьются положительного результата, если они опираются на достоверные источники, используют научные достижения своего времени, обмениваются друг с другом информацией и опытом, а также действуют в рамках общепринятых правил.
Предохранение от разрушения23
«Имеется в виду любая деятельность и мероприятия, направленные
21 Принципы и руководство по консервации памятников культуры. — Международный Институт сохранения памятников Канады (ИС) (перевод на персидский язык). — «Университет искусств», Исфаган, 1996.
22 Хаджиян С. «Сохранение предметов, имеющих художественноисторическую ценность, научный подход». Первая конференция по консервации и реставрации культурно исторических памятников. Тегеран, 1996.
23 Preservation
- Київ+380960830922