Ви є тут

Градостроительная культура государства Бохай Восточной Азии : 698 - 926 гг.

Автор: 
Задвернюк Людмила Валерьевна
Тип роботи: 
698 - 926 гг.
Рік: 
2007
Кількість сторінок: 
185
Артикул:
184280
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
2
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. Градостроительная культура региона Восточной Азии в
древности и средневековье (до X в. н. э.). 13
1.1 .Культурная целостность государств региона Восточной Азии. 13
1.2.Идеологические и философские доктрины Китая и их влияние на градостроительство. 22
1.3.Градостроительные нормы и правила древнего
и средневекового Китая. 31
1.4.Градостроительство государств региона в эпоху средневековья. 45
Глава 2. Особенности град остро ительного
и архитектурного развития государства Бохай. 56
2.1. Этапы формирования системы расселения. 56
2.2. Классификация и типология городов Бохая. 67
2.3. Факторы и особенности развития бохайских городов. 84
2.4. Архитектурно-пространственная организация городов Бохая. 90
з
Глава 3. Модель бохайского города.
102
3.1. Принципы формирования функционально-планировочной структуры бохайских городов. 102
3.2. Регламентирующие градостроительные нормы и правила государства Бохай. 118
3.3. Модели архитектурных объектов бохайских городов. 124
3.4. Реконструкция моделей долинных Бохайских городов. 136
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 153
Библиографический список 159
Приложения 186
Иллюстрации
218
25
структурность наблюдалась на каждом уровне иерархичной лестницы от столицы до ремесленного города. Идеальное административно-территориальное устройство Китая предполагало подразделение территории на девять областей [75, с. 118].
Квадратная схема «Ло-шу» явилась матрицей организации городской среды: внутреннего города, кварталов, а также планировки отдельного здания. Модель «Ба-гуа» является производной от «Ло-шу» и определяет качество направлений сторон света. В центре «Ба-гуа» помещался символ «Инь-ян», что обозначало как порождающее жизнь начало, так и точку притяжения земных и небесных сил. Каждой стороне и полустороне света приписывалось влияние одной из стихий. При этом для каждого направления определялись виды деятельности, которые наиболее благоприятно было размещать в этой зоне [45, с. 64]. Поэтому эту модель можно считать прообразом гармоничной среды обитания.
Сакрализация градостроительных систем отражена и в мифологии. Одним из примеров этого феномена является представление китайцев о мифической столице предков. В одном из древнейших трактатов-схем «Шань хай цзин» («Канон гор и морей») описывается земная столица предков, располагающаяся на горе Кунлунь на северо-западе страны. Здесь жили достигшие бессмертия предки. Бессмертные были расселены на склонах горы Кунлунь соответственно своему статусу. Город окружен стенами с девятью воротами [43, с. 12]. Учитывая, что идеальные модели были симметричными можно предположить, что ворота располагались по трое в каждой стене и соединялись улицами. При этом две центральные должны были пересекаться в центре. В этом случае происходит наложение крестообразной модели на квадратную. Также здесь можно отметить символику «Мировой горы» или «Дерева жизни», которое связывает нижний и верхний слои мироздания и не позволяет прерваться контакту между ними. Ступенчатое размещение предков на горе Кунлунь отвечает постепенному повышению высоты
26
застройки от периферии к центру: предместья, городская застройка, резиденция правителя.
Для китайского города характерна иерархия внутригородского пространства, что было с одной стороны проецированием общественного устройства на городскую среду. «Всемогущий государь подобен залу, его подданные ступени, а простолюдины основания дома», писал древний историк Бань Гу [91, с. 298]. В городах рядовая застройка создавала подножие внутреннего города - резиденции императора. С другой стороны ярусное построение города отвечало представлениям людей о связи земного мира и небесного.
Поскольку пространственные натурфилософские модели использовались на всех уровнях формирования жилой среды и город, и жилой дом имели для древних китайцев единый сакральный смысл. Если рассматривать жилую усадьбу, то в качестве центра композиции в ней выступает открытый двор - «Небесный колодец» - символ «Великой пустоты» - центра мироздания. Символ «небесного колодца» соотносился с источником внутренней энергии дома или поселения, это внутренняя основа стабильности и взаимодействия между людьми [118, с. 194].
Здесь возникает противоречие между основными пространственными моделями «Хэ-ту», «Ло-шу» и «Ба-гуа». Согласно первым двум моделям центр должен быть материально закреплен, согласно третьей в центре должна быть пустота - «небесный колодец». На практике же встречаются примеры размещения центра города (внутреннего города), как в центральной части поселения, так и на севере.5 Образ «небесного колодца» в структуре внешнего города заключали в себе главные проспекты, ширина которых в столицах могла превышать 200 м. Самыми высокими сооружениями в
5 Наиболее часто внутренний город размещался в северной части и в центральной. Значительно реже в других зонах.