СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ........................................................
ГЛАВА I. ИСХОДНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 15
1.1. Развитие теории объемно-пространственной композиции........................................... 15
1.2. Факторы, наиболее активно влияющие на выбор
типа объемной композиции и его построение 18
1.2.1. Композиционная значимость архитектурного сооружения в формировании окружающей среды.................................... 18
1.2.2. Взаимосвязь формы архитектурного
объема и внутреннего пространства 24
1.3. Анализ формулировки определения "Объемная композиция........................................... 28
1.4. Теоретическая трактовка и классификация
средств архитектурной композиции................ 33
1.8.1. Динамичность и статичность в архитектуре ........................................ 47
ВЫВОДЫ..................................................... 53
ГЛАВА П. ХАРАКТЕРНЫЕ ТИПЫ ОБЪЕМНОЙ КОМПОЗИЦИИ.............. 55
П.1. Обоснование композиционного анализа............. 55
П.2. Предварительный эмпирический анализ архитектурных сооружений.................................... 59
П.З. Выявление наиболее характерных вариантов взаимодействия массы объема и внешнего пространства ........................................... 62
П.4. Классификация вариантов построения объемной
композиции...................................... 75
ВЫВОДЫ..................................................... 79
ГЛАВА Ш. ОСОБЕННОСТИ ГАРМОНИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ТИПОВ ОБЪЕМНОЙ
КОМПОЗИЦИИ........................................ 81
3
Ш.1. Обоснование и структура сравнительного анализа произведений архитектуры.......... 81
Ш.2. Гармонизация сооружений монообъемного типа. . 90
Ш.З. Гармонизация сооружений полиобъемного типа. . 98
Ш.4. Гармонизация сооружений дискретнообъемного типа 103
ВЫВОДЫ.................................................... 109
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................. НО
ВНЕДРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ......................... ИЗ
ПУБЛИКАЦИЯ. . ............................................ ИЗ
ПРИЛОЖЕНИЯ:
1. Предварительный отбор и ориентировочная систематизация произведений архитектуры. ....... 116
2. Предположительная структура работы по развитию методики преподавания раздела "Объемная композиция ” в курсе "Объемно-пространственная композиция" в МАРХИ........................................ 117
2.1. Материалы по истории развития методики преподавания курса объемно-пространственной композиции в МАРХИ............................... 120
2.2. Современная методика преподавания раздела "Объемная композиция" (краткое изложение) 129
2.3. Материалы к предложениям по методике преподавания раздела "Объемная композиция". . . 134
2.4. Предполагаемая схема методики преподавания раздела "Объемная композиция".................... 140
2.5. Задания на курсовые работы, в составлении которых автор диссертации принимал участие 147
БИБЛИОГРАФИЯ.............................................. 159
21
идейно-смысловую нагрузку, другие дополняют, подчеркивают значимость главного композиционного центра, способствуют созданию завершенности композиции. Композиционным построением ансамбля определяется значимость каждого, включенного в него архитектурного объема.
На основе изучения существующих теоретических источников:
А.В.Бунина (30), I.A.Ильина (76), В.В.Косточкина (90), Т.Г.Круг-ловой (30), М.П.Кудрявцева (96), Ф.Новикова (114), В.И.Павли-ченкова (83), Л.В.Руднева (123), О.Шуази (138), А.В.Шусева (139) и др. - можно выделить наиболее существенные значения сооружений в построении общей композиции города, комплекса, ансамбля и т.п. Они являются основополагающими элементами в выборе типа объемной
г
композиции, в определении характера решения. В данном исследовании выделены элементы, позволяющие координировать композиционный анализ архитектурных сооружений. I. Архитектурное сооружение является композишонным центром. Например, в ансамбле Соборной площади Московского Кремля композиционным центром является белокаменный Успенский собор, увенчанный пятью главками. Занимая центральное положение в ансамбле, собор констратирует с многообразием форм окружающих его соборов, дворцов, палат подчеркнутой простотой, строгостью и статичностью объема, аскетичностью всех форм. В ансамбле Калининского проспекта нет композиционного центра как элемента этой композиции. Однако присутствие этого центра и его значение ощущается не только в построении этого ансамбля, но и всего города. Композиционным центром здесь является Московский Кремль. Динамичная направленность ансамбля к центру композиции отразилась на построении всех его элементов (табл. 4-8).
2. Архитектурное сооружение является доминантой. Например, в композиции ансамбля Соборной площади доминантой является колокольня
22
Ивана Великого. "Стройная башня Ивана Великого усилила художественную выразительность Кремля, закрепив за ним значение архитектурной доминанты в городской застройке того времени” (52,т.2, с.277). Динамичность колокольни решается ее активной вертикальной направленностью, тремя ярусами восьмигранников, постепенно уменьшающих ся в диаметре и плавно переходящих в круглый барабан золоченой главки. В композиции ансамбля Калининского проспекта доминанта- здание СЭВ. Ввиду того, что вся композиция ансамбля рассчитана на восприятие со стороны Кутузовского проспекта, подчеркивая направление движения к сердцу столицы - к Кремлю, доминанта находится в самом начале ансамбля, как бы усиливая и выделяя его градостроительное значение. Объемная композиция здания СЭВ подчеркивает этозначение, раскрываясь навстречу движению изогнутыми поверхностями, которые создают состояние динамичности, движения, торжественности. Подчеркнутая вертикальная направленность, высота сооружения создают новый современный масштаб всего ансамбля, предназначенного для столичного города, (табл. 4-9).
3. Архитектурное сооружение является вспомогательным элементом композиции, способствующим выявлению общей идеи. Например, в композиции Соборной площади вспомогательными элементами являются: дворцовая церковь - Благовещенский собор, домовая церковь Московского митрополита - храм Ризположения и Архангельский собор. Композиция этих сооружении живописна, богато декорирована. Своим расположением, объемным решением, пластикой форм, игрой цвета они создают драгоценный фон для Успенского собора, подчеркивая его значение. В композиции ансамбля Калининского проспекта вспомогательными элементами являются объемы административных и жилых домов, которые размещены по сторонам магистрали государственного
значения.
4. Архитектурное сооружение является второстепенным элементом
- Київ+380960830922