Ви є тут

Формирование модели профессионального довузовского архитектурного образования : На примере Московской архитектурной школы

Автор: 
Топчий Ирина Владимировна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2005
Артикул:
275826
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Том 1
Оглавление
2
Введение.........................................................5
Глава 1. Архитектурное довузовское образование в России и за рубежом. Современное состояние..................................11
1.1. Вовлечение в профессию на этапе формирования системы образования в Московской школе архитектуры (середина XVIII-конец XIX вв.)
.................................................................И
1.2. Развитие довузовского архитектурного образования (АДО) в период социалистического строительства в России....................26
1.3. Развитие традиций архитектурного довузовского образования в России в постперестроечный период (конец XX - начало XXI века) ....43
1.4. Влияние характера архитектурной деятельности на содержание АДО ........................................................49
1.5. Анализ особенностей архитектурного довузовского образования в архитектурных школах мира...................................55
1.5.1. Принципы зачисления в архитектурные школы мира...........57
1.5.2. Возможности использования зарубежного опыта для совершенствования системы вступительных испытаний в российских архитектурных школах...............................................59
1.5.3. Сравнение российского архитектурного довузовского образования и его аналогов АДО в зарубежных школах архитектуры..........61
Выводы..........................................................62
Глава 2. Социологические исследования перспектив развития довузовского архитектурного образования в Россин...65
2.1. Два направления архитектурного довузовского образования 65
2.2. Использование факторного анализа при отборе содержания методической системы обучения довузовской специализированной подготовки .........................................................68
2,3. Трехэтапное социологическое исследование форм организации и содержания АДО.....................................................71
2.3.1. Соответствие принципов отбора абитуриентов и содержания АДО потребностям архитектурного творчества (первый этап исследования) .......................................................72
2.3.2. Обеспечение непрерывности профессионального образования архитекторов с помощью профессионального АДО (второй этап исследования) ................................................82
2.3.3. Представления абитуриентов архитектурных школ о перспективах совершенствования АДО (третий этап исследования)............87
Выводы...........................................................93
Глава 3. Формирование модели профессиональной довузовской подготовки.......................................................95
3.1. Психологические особенности довузовской подготовки..........95
3.2. Отличие содержания довузовской программы по обучению архитектурному рисунку от содержания предметов раздела «ИЗО» общей средней школы...............................................97
3.3. Отличие содержания довузовской программы по архитектурному черчению и программы по черчению обшей (средней) школы 102
3.4. Характеристика содержания дисциплины «макет» в фундаментальном довузовском архитектурном образовании, ее отличие от аналогичных дисциплин в средней школе...........................106
3.5. Сравнение содержательных линий дисциплины «Введение в архитектуру» профессиональной архитектурной довузовской подготовки и курса МХК средней школы..................................112
разования всех своих учеников, независимо от социальной принадлежности (29, 40). В 30-х годах XIX века при МДЛУ было создано Мещанское рисовальное отделение (1832г.), в которое принимались дети мещан, преимущественно бедных, «чтобы в среднем сословии граждан развить способности рисования»- таково было желание преподавателей Училища распространить свой опыт на предшествующую ступень образования.
В 40-х годах XIX века в МДАУ вновь произошло изменение в методах преподавания основного предмета - проектирования: прекратилась теоретическая разработка проблем современной архитектуры и проектирование «в различных стилях». Вызвано это было сменой руководства Училища. Мещанское рисовальное отделение было совсем выведено из состава МДАУ. Поводом для этого послужило мнение руководства, что училище приняло направление «более рисовальной, чем архитекторской школы». Перестроение программы обучения в Училище вызвало значительное повышение уровня требований к общеобразовательной подготовке новых учеников. И это зафиксировано новом в новом Уставе МДАУ в 1842 году (Требования к «вступительным испытаниям в науках» глава VIII п.44).
Дальнейшее развитие архитектурного образования было связано с появлением большого количества инноваций в строительстве, возникших в результате научно-технического прогресса: в 1861г. был изобретен железобетон, в 1885г.- электролитический способ производства алюминия, в 1870- -80-х гг.- новые средства коммуникации: телефон, электрические сети и т.п. (том 2, приложение 7, илл. 2.2.) Увеличение объемов знаний в технических разделах профессионального архитектурно-строительного образования способствовало разделению единой профессиональной подготовки зодчих на две ветви. Высшие учебные заведения, готовящие архитекторов, получили возможность большую долю учебного времени посвятить художественнокомпозиционной подготовке, тогда как вновь созданные инженерностроительные вузы стали готовить специалистов в области строительных конструкций и технологий производства (30, т.2 с.17-18). В Москве открыва-
ется Московское техническое училище, позже переименованное в Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана (118). На его механическом факультете производилась подготовка инженеров-строителей, так же стали действовать строительные курсы, готовившие тех-н и ков-строитслей.
Требования, предъявляемые к студентам, поступающим учиться в высшие инженерно-технические и архитектурные школы, были различны (97, с.54-64). Государство проявляло большой интерес к будущим выпускникам технических вузов, поскольку, наряду с инженерными дисциплинами, студенты изучали также военное дело и могли быть привлечены к работам в этой области. Министерство народного просвещения установило строгие правила для поступления: все должны были выдержать предварительные испытания, а преимущественным зачислением пользовались молодые люди, окончившие полный гимназический курс. По решению ректора лучшие выпускники гимназий могли зачисляться в студенты без предварительных испытаний. В первой половине 50-х гг. XIX в. вводится запрет на прием в гимназии лиц недворянского происхождения и происходит увеличение платы за обучение.
На подготовку архитекторов Министерство обращало меньшее внимание, поскольку программа обучения их не предусматривала изучения военного дела, следовательно, представляла больше не государственные, а корпоративные интересы.
Благодаря этому архитекторы получили возможность сосредоточить усилия в обучении на художественно-композиционной стороне профессионального образования. Архитектурная школа Москвы усилила требования к художественному уровню вновь поступающих. В 1866г. произошло слияние МДАУ и Московского художественного общества, было образовано Училище Живописи ваяния и зодчества (УЖВЗ). В Уставе УЖВЗ нашли отражение как традиции Дворцового архитектурного училища, так и новые тенденции,