Ви є тут

Принципы колористической организации объектов дизайна архитектурной среды

Автор: 
Кошкин Дмитрий Фридович
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2000
Артикул:
1000312353
179 грн
Додати в кошик

Вміст

-2-
ОГЛЛВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ........................................................ 4
1 глава. ЦВЕТ В ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОМ ОКРУЖЕНИИ
ЧЕЛОВЕКА
1.1.Цветовая культура общества. Историко-этнографический фактор . 11
1.1.1. Семантическое значение цвета в предметном окружении человека....11
1.1.2. Историко-культурный фактор в формировании цветовой культуры
общества........................................................14
1.1.3. Субъективные предпочтения в формировании цветовой среды.........19
1.2. Природно-климатические особенности как фактор формирования цветовой среды................................................. 25
1.2.1. Цветовая среда и природно-климатические характеристики
(региональный уровень)..........................................25
1.2.2. Природное окружение и цветовая среда города ....................29
1.2.3. Микроклимат и цветовое окружение (локальный уровень)............32
1.3. Архитектурно-градостроительный фактор и цветовая среда.....35
1.3.1. Влияние градостроительной структуры в формировании
цветовой среды..................................................35
1.3.2. Стилевые особенности архитектурно-художественного ансамбля и
цветовая среда..................................................39
1.3.3. Современные методы формирования цветовой среды с учетом
особенностей архитектурного контекста...........................45
1.3.4. Композиционные особенности архитектурно-художественного ансамбля и
цветовая среда..................................................53
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ.................................................55
2 глава. ЦВЕТ В ДИЗАЙНЕ
2.1. Эмоционально-психофизиологическая функция цвета в дизайне.. 58 2.1:1. Психофизиологические особенности восприятия цвета...........58
2.1.2. Основные группы цветовых ассоциаций.............................62
2.1.3. Взаимосвязь психофизиологии восприятия цвета и особенностей
эксплуатации объекта - цветоносителя............................67
-3-
2.2. Композиционно-декоративная функция цвета в дизайне......... 78
2.2.1. Цветовая форма в дизайне........................................78
2.2.2. Цвет и линейные формы ..........................................81
2.2.3. Построение цветовой композиции на плоскости ....................81
2.2.4. Колористическая организация объемно-пространственной формы......86
2.3. Информативно-знаковая функция цвета в дизайне.............. 90
2.3.1. Цвет как способ передачи информации о функциональных и
эргономических особенностях объекта..............................93
2.3.2. Цвет и конструктивно-технологическая информация об объекте .....95
2.3.3. Цвет и информация о форме объекта ..............................96
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ..................................................98
3 глава. КОЛОРИСТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕКТОВ ДИЗАЙНА АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ
3.1. Концептуальная модель колористической организации объектов дизайна архитектурной среды.................................... 102
3.1.1. Специфика полихромии объектов дизайна архитектурной среды......102
3.1.2. Цветовая форма объектов дизайна архитектурной среды............104
3.1.3. Специфика факторов среды при колористической организации объектов
дизайна архитектурной среды.....................................106
3.2. Принципы колористического формообразования объектов дизайна архитектурной среды............................................ 109
3.2Л. Принципы колористической организации объектов предметно-
пространственной среды города...................................109
3.2.2. Принципы цветоформообразования объектов дизайна
в архитектурной среде...........................................112
3.2.3. Реализация принципов на примерах колористической организации
объектов иредметно-простраиственпой среды.......................113
ВЫВОДЫ 110 ГЛАВЕ................................................126
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ.................................................130
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ............................... 135
-15-
цвета.[28]
К элементам цветовой культуры относятся проявления цвета в объектах материального мира (и предметного окружения человека в том числе), воплощающих цветовую символику и философские представления о цвете, выражающих цветопредпочтения общества.
Цветовая культура многослойна, в ней, по работе О. Железы як [31] можно выделить ее профессиональную и непрофессиональную (где традиционная цветовая культура вычленяется как особый слой) составляющие. Цветовая культура города складывается, по мнению исследователя, как составляющая общей сферы цветовой культуры региона и как элемент собственно городской культуры.
Границы цветовой культуры фиксируются временными (эпохой) и пространственными (географический ареал) составляющими, в которых она существует. [31]
Цветовая культура производна от мировоззренческих основ общества, интегрирующих всю систему искусств данной эпохи и этноса в целостную самобытность. Ядром цветовой культуры является цветовой язык1, выражающий мировоззренческие и художественные идеи. Одновременно цветовой язык создает, по мнению Елизарова В.Ж.[20] определенные установки в восприятии цветовой среды. В современной цветовой культуре стираются границы региональной цветовой семантики. Значения цвета приобретают функционально-технический характер, вытесняя черты национального своеобразия и духовность содержания.
Факторы, влияющие на формирование и распространение цветовой культуры, можно разделить на историко-культурные, природно-климатические и психологические.
Колористическое средообразование в традиционных культурах, по мнению С.К.Лемешева[46], позволяет выделить два противоположных тина колористического средообразования детерминированного природным окружением.
Первый, определяемый автором как тропический тип (в вечнозеленых
1 цветовой язык имеет свои значения в разных цветовых культурах, т.н. оппозиционностью значений цвета отличается цветовой язык западного искусства, а у восточных пародов контрстные пары цветов трактуются как неразрывные части единого целого. [Елизаров В.Ж..20]
-16-
лесах тропической Африки, Индокитая, Новой Гвинеи и сельвы Амазонки) -характеризуется полихромным максимумом естественной гаммы - обуславливает полихромный минимум искусственной, сводящейся к красно-черно-белой триаде в орнаментах экстерьеров построек, оружия, масок и татуировок тела. Открытое архитектурное пространство, словно стирающее границы интерьера и поселяющее человека на пленэре, как бы растворяет искусственную гамму в естественной, образуя внешний тип гармонии.
Второй, полярный тип характеризуется экстремальной экологической ситуацией, предопределяющей развитие «закрытой» архитектуры - конических или полусферических шалашей без окон, распространенных у народностей севера, а также обитателей более южных неэкологичных районов - пустынь и высокогорий. Бедность палитры природного окружения восполняется здесь полихромным богатством интерьера.
Третий, наиболее распространенный, промежуточный, или умеренный, тип колористического средообразования, формируется в экологически оптимальных ситуациях преимущественно антропогенных ландшафтных зон. В отличии от тропического и полярного типов, которым свойственно относительное пространственно-временное постоянство естественных и искусственных гамм, т.е. стабильность гармонических корреляций, для умеренного типа характерна выраженная сезонная динамика как природных, так и рукотворных цветностей - лабильность гармонических корреляций.[46]
Состояние и уровень цветовой культуры характеризуются системой цветовых традиций, взаимосвязью со всей духовной и материальной культурой народа1, нации, социальной группы, отдельного человека. Уровень цветовой культуры региона в определенный отрезок времени зависит от общего уровня культуры.
I Так например, анализ социально-психологических особенностей сельского населения Татарстана, проведенный Айтовым Р.Р.[ 1 ], выявил у них предпочтение открытых чистых цветов, стремление к индивидуализации своего жилища, выражающеся в художествеюю-декоративпом и колористическом оформлении фасадов своих домов. Полихромное решение всего жилища, которое решается одновременно в несколько цветов в различных сочетаниях, известных под названием «татарского стиля», ограниченность цветовой палитры: традиционная гамма цветов почти всегда одинакова, это зеленый, голубой, желтый белый. в качестве акцентов - красный, синий цвета; все цвета использовались преимущественно чистыми, без полутонов, что придавало покраске сочность и яркость.