Ви є тут

Характерные особенности деревянного культового зодчества Поонежья XVII - XIX веков

Автор: 
Бодэ Андрей Борисович
Тип роботи: 
Дис. канд. архитектуры
Рік: 
2005
Артикул:
184339
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Оглавление
Введение................................................................3
I глава.
Историография и состояние вопроса
1. Общий обзор исследований по деревянному культовому зодчеству 11
2. Обзор исследований по архитектуре Поонежья, неопубликованные источники......................................................19
3. Сведения по исследуемым архитектурным особенностям................23
II глава.
Развитие местных традиций в деревянном культовом зодчестве Поонежья
1. Формирование архитектурных традиций Поонежья ранее последней трети XVII века................................................33
2. Расцвет местных традиций в деревянном зодчестве Поонежья в последней трети XVII века......................................43
3. Особенности развития деревянного зодчества Поонежья в первой половине XVIII века..................................................59
4. Новые композиции и формы в деревянном культовом зодчестве Поонежья во второй половине XVIII века...............................72
5. Отголоски и трансформации традиционных решений в архитектуре поонежских церквей и колоколен в XIX веке......................83
III глава.
Своеобразие деревянного культового зодчества Поонежья и общерусские
влияния
1. Распространение влияния архитектуры Московской Руси в Поонежье... 92
2. Взаимодействие древних новгородских и московских традиций и их влияние на деревянное культовое зодчество Поонежья.............98
3. Взаимовлияние деревянного культового зодчества Поонежья и каменной архитектуры...................................................113
4. Происхождение новых приемов и форм в деревянном культовом зодчестве Поонежья............................................123
5. Поонежская архитектурная школа...................................135
Заключение.............................................................145
Библиография...........................................................151
Приложение.............................................................160
3
Введение
Традиционное деревянное зодчество составляет значительную часть русской культуры и во многом определяет сё национальное своеобразие. На протяжении многих веков дерево было господствующим строительным материалом. За это время был накоплен огромный опыт, выработаны наиболее рациональные архитектурно-конструктивные приёмы. Происходившее со временем распространение каменного строительства, смена художественных вкусов и архитектурных стилей способствовали исчезновению традиционных деревянных построек. Хранителем древних строительных традиций, в силу удалённости и особенностей исторического развития, долго оставались северорусские земли.
Деревянные постройки не долговечны. Наши представления об этом интереснейшем направлении в древнерусском зодчестве строятся на основе весьма ограниченного количества памятников. Сохранившиеся и известные культовые постройки относятся преимущественно к XVII - XIX вв., жилые и хозяйственные - к XIX - началу XX вв. В истории традиционного деревянного зодчества самую яркую и широко представленную страницу занимает культовая архитектура, которая и будет в сфере нашего внимания.
Неоднородность культурных традиций Российского Севера предопределена различными историческими обстоятельствами, сложным этническим составом населения, неодинаковыми природными и хозяйственными условиями. К наиболее значительным территориям, где черты местного своеобразия в деревянном культовом зодчестве проявлялись особенно отчётливо, относится Обонсжье, Поонежье, Северодвинское поречье. Поонежье среди них занимает положение близкое к центральному. Вместе с Поонежьем необходимо рассматривать и побережье Онежской губы Белого моря, учитывая
24
В обобщающих работах крещатые церкви не выделялись в самостоятельный тип, а рассматривались как разновидность церквей с шатровым завершением. М.В. Красовский рассматривал крещатые планы как одну из форм, применявшихся к шатровому верху. П.Н. Максимов был близок к тому, чтобы выделить крещатые церкви в отдельный тип, но, всё же систематизируя типы деревянных храмов, отвел место крещатым церквям в ряду построек с шатровыми завершениями [32, с. 41-42]. A.B. Ополовников, так же как и М.В. Красовский, в систематизации деревянных церквей сохранял приоритет типа завершения, а не формы плана [69, с. 70-76]. Крещатые в плане церкви по сравнению с восьмигранными храмами общепринято считать более поздними. В типологической системе В.П. Орфинского и И.Е. Гришиной церкви с крещатым основанием конкретизируются на уровне групп и определяются как постройки с развитым храмовым ядром. На уровне вариантов крещатые церкви подразделяются на полные и неполные (усечённые) [82, с. 37, 76].
Многие исследователи отмечали сходство шатровых крещатых церквей, имевших покрытие системой бочек, с церковью Вознесения в Коломенском. Несколько подробнее на этом остановился A.B. Ополовников, изучавший Успенскую церковь в селе Варзуга в связи с разработкой её проекта реставрации. Во-первых, исследователь отметил, что церковь в Варзуге отнюдь не копирует коломенский образец, но претворяет художественную идею церкви Вознесения в традиционных приёмах деревянного зодчества. В архитектурном решении Успенской церкви по сравнению с аналогичной постройкой в селе Пияла ступенчато-бочечный переход от основания к верхней части выражен наиболее отчётливо - это основная тема всей архитектурно-художественной композиции, сближающая Успенскую церковь с коломенским храмом.
Далее A.B. Ополовников акцентирует внимание на исторических сведениях о селе. Варзуга известна с начала XV в. и была крупным центром рыболовного промысла. Ко второй половине XVII в. здесь сложились владения монастырей Троице-Сергиева, Новоспасского, Соловецкого, Антониев-
25
Сийского, а так же патриарха и членов царской семьи. Возникновение архитектурного образа Успенской церкви автор связывает с активной ролью московских хозяйственно-культовых организаций в обстановке противостояния церковных властей и приверженцев старой веры, выступавших в лице непокорного Соловецкого монастыря. Архитектура Успенской церкви, ориентированная на московские образцы, символизировала силу и неограниченную власть столицы. A.B. Ополовников вполне допускал возможность участия в строительстве московских мастеров, строивших царский дворец в Коломенском. И вместе с тем автор отмечал, что архитектура Успенской церкви, хотя и воплощает московские идеи и формы, соответствует традиционным художественным вкусам Беломорья [67, с. 37-48].
Общность принципов пропорционирования рассматриваемого типа деревянных храмов и церкви вознесения в Коломенском позволил выявить пропорциональный анализ, выполненный В.А. Крохиным [46, с. 79-82].
Важные для настоящей работы обобщения и выводы содержатся в статье
В.П. Орфинского, посвящённой анализу места и значения церкви Вознесения в Коломенском в истории изучения культовой архитектуры [78]. Рассматривая крещатые церкви с шатровым завершением, автор представлял их в виде стадиально-типологического ряда, в котором место наиболее архаичных построек занимают церкви с пониженным основанием и небольшим восьмериком. По мнению В.П. Орфинского эволюция крещатых шатровых храмов проходила в направлении большей компактности основания и композиционной значимости несущего шатёр храмового столпа. Вслед за М.В. Красовским автор заостряет внимание на различиях между ступенчато понижающимися ветвями крещатого сруба и системой поставленных одна на другую бочек, и далее отмечает, что первое решение более рационально для дерева, второе - для камня. В эволюционном процессе высотных центрических храмов В.П. Орфииский выделяет два направления. Одно из них ориентируется на традиционные для дерева формы. Объединив стадиально разные восьмигранные и крещатые церкви, оно блестяще завершается многоглаво-