2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ .........................................................4
Глава 1. ОБЩИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ НЕОКЛАССИЦИЗМА
В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ АРХИТЕКТУРЕ 1930-х - 1950-х ГОДОВ
1.1. Предпосылки формирования стиля .......................13
1.2. Основные этапы развития стиля.........................17
1.3. Стилевые и композиционные особенности
советской архитектуры 1930-х- 1950-х годов.............25
1.4. Выводы первой главы ..................................34
Глава 2. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ НЕОКЛАССИЦИЗМА В АРХИТЕКТУРЕ СВЕРДЛОВСКА
2.1. Становление стиля: от конструктивизма
к неоклассицизму......................................36
2.2. Стабилизация: утверждение принципов
неоклассицизма.........................................47
2.3. Расцвет: от канонической нормативности
к избыточности форм ...................................52
2.4. Уход стиля с «архитектурной сцены»....................55
2.5. Выводы второй главы ..................................61
Глава 3. КОМПОЗИЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ АРХИТЕКТУРЫ
СВЕРДЛОВСКА 1930-1950-х ГОДОВ
3.1. Смысловая основа (семантика) и принципы
композиции ............................................64
3.2. Типы формально-композиционных построений
(синтаксис) ...........................................73
3.3. Проблема ансамбля в творчестве свердловских
архитекторов 1930-х-1950-х годов ......................87
3.4. Выводы третьей главы..................................93
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................95
3
БИБЛИОГРАФИЯ ......................................................100
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Краткие биографии ведущих архитекторов,
работавших в Свердловске в период с 1930-х по 1950-е год .........................109
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Публикации автора по теме исследования..........120
11РИЛОЖЕНИЕ 3. Иллюстративные таблицы..........................121
14
сооружениям для массовых мероприятий. Так же, как и советское руководст во, Гитлер вынашивал планы строительства Дворца Съездов [107, с.89].
Неоклассика в 1930-е годы была привлекательна не только для тоталитарных режимов. Как отмечает А.В.Бунин, в 1930«е годы во всем мире шбл «крестовый поход» против функционализма [21, с. 196]. И.Б.Голомшток также ставит вопрос: не является ли «тоталитарное искусство» вторым наряду с модернизмом большим интернациональным стилем современной культуры? [35]. Смена ведущего стиля соответствовала упоминавшемуся выше принципу «маятника», или диалектике историзма и авангардизма. Архитектурнохудожественное сознание того времени было не только готово, но даже ждало появлению новых художестве иных и эстетических идей. И эти идеи оформлялись, как видно из истории, в очередной раз в виде идеалов и ценностей классики.
В России наряду с социально-политическими и идеологическими, важное место в становлении нового стиля сыграли социально-психологические и художественно-эстетические предпосылки. Это проявлялось в неприятии широкими слоями населения идеалов аскетического конструктивизма, абстрактные смыслы и геометрические формы которого были малопонятны. В сознании масс существовала привязанность к представлениям о «вечной» красоте классического искусства. Революционно-демократические устремления мастеров авангарда широкими массами восприняты не были. Для отсталой крестьянской страны массовым идеалом могла быть только русская дворцово-усадебная классицистическая архитектура [99, с.32]. Образ дворца народом воспринимался как символ лучшей жизни, как символ государственной мощи России конца XVIII - начала XIX веков. А это был период расцвета русского классицизма. Как отмечает В.Паперный, мало1рамотные крестьяне не понимали «холодного функционального модернизма». А такое сооружение, как Дворец Советов со знакомыми чертами дворцовой классической архитектуры приняли [89, с.35]. Социальные утопии
15
времени нашли отражение в мифологизме мышления народа. Такому мышлению соответствовали и эстетические идеалы, идеи красивой жизни в оправе совершенной классической формы.
Периодическое обращение к классике является закономерностью развития художественного сознания. В этом плане социалистический неоклассицизм имеет обширные корни в истории мировой и отечественной архитектуры. Это, прежде всего русский классицизм и русский неоклассицизм. Эстетические установки классицизма, связанные с идеализированием классического наследия, обращением к формам античности, развивались под влиянием социально-политических и культурных перемен, происходивших в конце XVIII века. В начале XX века возникла ситуация, когда, под влиянием кризиса художественного сознания художники вновь обратились к классике. Неоклассицизм возник как альтернатива так называемому «свободному искусству» и его программной установкой было сохранение культурных ценностей прошлого и воспроизводство новых, вечных, соответствующих классическим идеалам.
В русской неоклассике четко наметились черты и особенности, которые бурно расцвели в социалистическом неоклассицизме. Это продолжение классицистических традиций (традиционализм), стремление к монументальности, выражавшиеся в постепенном укрупнении масштаба и распространении симметричных решений, цитирование, а затем и стилизация античных и ренессансных подлинников, появление новых в типологическом отношении построек (банков, офисов, доходных домов и др.). С.О.Хан-Магомедов писал, что «Второе десятилетие XX века в отечественной архитектуре - полное господство неоклассики...» [113, с.41]. В этом стиле тогда работали И.А.Фомин, В.Г.Щуко, И.В.Жолтовский, А.И.Таманян. Эти традиции они продолжали и позже, в период конструктивизма, сочетая работу в новом стиле с продолжением классицистических традиций. У И.А.Фомина это «пролетарская классика», у И.В.Жолтовского - пропорции ордера.
- Київ+380960830922