Ви є тут

Эволюция градостроительного моделирования развития Уральской региональной системы расселения

Автор: 
Савельев Константин Юрьевич
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
1999
Артикул:
1000244108
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Введение.................................................. 3
1. Анализ градостроительных моделей развития уральских городов и их систем
1.1. Отражение специфических условий Уральского региона в градостроительных моделях различных авторов..................... 9
1.1.1. Урат в системе расселения России. Модели и прогнозы Гутнова А.Э. и Лежавы И.Г., Малояна Г.А., Кудрявцева О.К 10
1.1.2. Структура и составляющие Уральской региональной системы расселения............................................. 14
1.1.3. "Индустриальный" подход на примере модели ЛахтинаВ.Н..................................................... 16
1.1.4. Моделирование, основанное на историко-
архитектурном подходе.......................................... 21
1.1.5. Ландшафтно - экологический подход на примере модели Сайка С.И. 28
1.1.6. Модель Баньковского Л.В. как пример природоохранного подхода................................................... 32
1.1.7. Экологический подход в разработках Колясникова В.А.. 36
1.2. Общие особенности рассмотренных моделей............... 44
Выводы..................................................... 53
2. Новые условия поискового моделирования развития системы расселения Урала
2.1. Изменения восприятия индустриальной сферы........... 66
2.2. Возникновение и открытие новых планировочных ограничений................................................ 71
2.3. Требования проектов и концепций мирового уровня 76
2.3.1. Сохранение окружающей среды и культурного наследия.................................................... 77
2.3.2. Изменения глобального климата...................... 80
2.3.3. Трансконтинентальные связи......................... 86
Выводы.................................................... 88
3. Основы современного моделирования развития уральских поселений и их систем
3.1. Оценка возможности использования зарубежного градостроительного опыта в условиях Уральского региона............
3.2. Характер современного градостроительного моделирова- 101
ния с учетом сложившихся предпосылок.
3.2.1. Доминирующая тенденция.............................
3.2.2. Теоретические аспекты................................ 107
3.2.3. Характер моделирования............................. 111
3.2.4. Изменения в профессиональном мышлении................ 119
Выводы...................................................... 129
Заключение.................................................. 133
Список литературы........................................... 140
145
13
попытка продемонстрировать особенности локальных региональных систем населенных мест и изобразить их в виде мощных линейных структур - «урбанизированных полос» на основе взаимных связей зон концентраций расселения и общностей природно-экологических и ландшафтных характеристик. Полосы урбанизации имеют протяженность в мередиональном направлении. Особенностью является то, что структурообразующая роль в перспективе отводится многопроводным транспортно-техническим коридорам. Не вполне понятно, на основании общности каких природно-экологических и ландшафтных характеристик выделяются региональные расселенческие структуры.
Данное исследование не содержит каких-либо конкретных прогнозов, но позволяет увидеть характерное в градостроительных исследованиях представление о развивающейся системе поселений как о линейно-полосовой структуре. Кроме того, оно уделяет большое значение перспективам создания многопроводных гранспортно-тсхнических коридоров, играющих роль структурообразующих элементов в сети расселения. Следовательно, элементы системы расселения, имеющие возможность стать фокусами в системе «коридоров», несут в себе большие возможности развития и влияния на градостроительное окружение. Но чтобы оценить такие перспективы, а также раскрыть потенциал «коридоров» как элементов сети расселения, полезно обратиться к разрабатываемым примерно в то же время концептуальным проектам Гутнова А.Э. и Лежавы И Г. В перспективе они видят распространение сетевого характера системы расселения на территорию всей страны [28].
Основные черты будущей системы расселения описываются гак: «Единая, гигантская сеть расселения покрывает территорию страны. Основу этой сети образуют трассы - мощные, охватывающие все виды коммуникаций, каналы связи. Трасса - зона движения, она включает в себя магистрали скоростного транспорта, линии передач энергии,
14
трубопроводы, магистральные каналы инженерных коммуникаций. Направления трассы отражает сложившиеся связи района и определяет перспективы его дальнейшего освоения» [28].
По схеме (рис. 1.3.) видно, что положение Урала - особенного Среднего Урала - как связующего звена между востоком и западом страны получает максимальное развитие. В точке, соответствующей Екатеринбургу, сходится 8 трасс: такое их количество в модели предусматривается еще только для Москвы, (в настоящее время в Екатеринбург е соединяются 8 направлений железных дорог).
Характер планировки внутри сети расселения, основу которого образуют трассы, следующий: «Зона, непосредственно прилегающая к трассе (2-4 км), образует русло расселения. Здесь размещаются сооружения и комплексы... Развитые комплексы тесно связанные друг с другом и с инженерными сооружениями трассы, превращают русло расселения в единую систему сооружений, которая тянется на десятки километров».
Расселен чес кая структура в данном исследовании представляется как сеть протяженных урбанизированных полос, сходящихся в региональных центрах. Может, это выглядит утопично, но на теперешний момент, по словам М.А.Бердяева, многие утопии «оказались гораздо более осуществимыми, чем казалось раньше» [105].
1.1.2. Структура и составляющие Уральской региональной системы расселения.
Уральская региональная система расселения включает в себя три меридиональных и четыре широтных и субширотных полосы расселения. Западная меридиональная полоса формируется вдоль рек Камы и Белой и линии Западно-уральской железной дороги. Две другие меридиональные