2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.
ВВЕДЕНИЕ...................................................... 3
ГЛАВА ПЕРВАЯ. КЛАССИЦИЗМ - ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ АРХИТЕКТУРЫ КРАСНОЯСКА 1800-1850-х ГОДОВ
1.1. Учреждение Енисейской губернии как импульс для развития Красноярска - административного центра.....................10
1.2. Формирование архитектурно-пространственной среды Красноярска в 1800-1850-х гг..............................14
1.3. Образцовые проекты в стилевом развитии архитектуры Красноярска 1800-1850-х гг.................................21
ГЛАВА ВТОРАЯ. СТАНОВЛЕНИЕ ЭКЛЕКТИКИ В АРХИТЕКТУРЕ КРАСНОЯРСКА 1860-1890-х ГОДОВ
2.1. Развитие капиталистических отношений как фактор
роста города...........................................37
2.2. Развитие архитектурно-пространственной среды..........40
2.3. Освоение средств выразительности и композиционных
приемов эклектики........................................52
ГЛАВА ТРЕТЬЯ. НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В АРХИТЕКТУРЕ КРАСНОЯРСКА 1900- 1910-х ГОДОВ
3.1. Развитие промышленности и коммерческой деятельности
как основа обновления городской среды Красноярска......61
3.2. Характеристика архитектурно-пространственной среды...65
3.3. Многообразие стилевых направлений в архитектуре Красноярска 1900-1910-х годов.............................80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................103
ПРИМЕЧАНИЯ..................................................... 107
БИБЛИОГРАФИЯ.................................................. 119
ПРИЛОЖЕНИЯ.....................................................128
3
ВВЕДЕНИЕ
Архитектура и градостроительство являются частью духовной и материальной культуры России, поэтому важной задачей является создание как можно более полной и всеобъемлющей картины их развития. Результаты исследования градостроительных и архитектурных процессов, происходящих на территории Приснисейского края, с момента ее присоединения к Российскому государству (в начале XVII в.) дополняют и развивают общую картину русского градостроительства и зодчества. Важной составляющей в истории развития Приени-сейского края и Сибири в целом является историко-культурное прошлое Красноярска, включая его архитектурно-градостроительное наследие.
Настоящее исследование посвящено Красноярску, который в силу исторических причин и особенностей социально-экономического развития в XIX - начале XX века играл ведущую роль среди городов Приенисейского края.
Каждый из городов Приенисейского края - Енисейск, Канск, Ачинск, Минусинск - имели периоды подъема и упадка в развитии. На XVIII век приходится период расцвета культовой архитектуры Енисейска. Вместе с этим уже во второй половине XIX - начала XX века строительство в городе незначительно, что связано с утратой им административно-экономического значения. В Ачинске каменное строительство получило развитие лишь в 1880-1890-х годах. Вплоть до конца XIX в. не было предпосылок для активной строительной деятельности в Канскс и Минусинске.
Архитектурное наследие Красноярска составляет достаточно широкий круг памятников, представляющих основные стилевые направления архитектуры XIX - начала XX века - классицизм, эклектику, модерн.
Актуальность исследовании. Проблема стиля для архитектуры XIX -начала XX века была основной, определяющей поиски художественного языка. В искусствознании данный аспект формирования архитектуры является объектом всестороннего изучения. Наряду с основополагающими трудами, посвя-
22
мировавшийся в соответствии с художественными нормами классицизма, отражавшего официальную эстетическую доктрину государства. Регулярной, геометрически упорядоченной планировочной структуре города должна была соответствовать застройка строго регламентированная, подчиненная определенным правилам, выработанным в архитектуре классицизма. Стилевые нормы классицизма внедрялись в застройку городов административными методами, чему немало способствовала система проектирования по образцовым проектам [6,68].
Процесс формирования «стилевой» архитектуры в провинции, находясь в прямой зависимости от системы образцового проектирования, зависел также от уровня социально-экономического развития города, от экономических возможностей городского общества в целом и отдельных граждан - частных застройщиков. Эти же факторы, в конечном итоге, определяли выбор немногих образцов из большого количества фасадов, представленных в сериях проектов, разрабатывавшихся в первой половине XIX века. Так, образцовые проекты конца 1830-х -1840-х годов, призванные учитывать вкусы и художественные предпочтения отдельных заказчиков, отличались большим разнообразием. Тем не менее, в провинции долгое время удерживали свои позиции образцовые проекты из ранней серии 1809-1812 гг. Они вполне отвечали запросам основной массы застройщиков, имеющих скромные финансовые возможности, использующих устоявшиеся планировочные решения и лаконичные приемы декоративной отделки фасадов, сложившиеся в строительстве жилых домов в 1820 -1830-х годах.
Красноярск первой половины XIX века был городом с невысоким уровнем экономического развития. Известно, что строительство большинства общественных зданий, так называемых «публичных» (школ, больниц, богаделен) и «казенных» (административных, судебных, присутственных мест и т.п.), должно было производиться в основном за счет местного бюджета [68. С.80]. Между тем городская казна предоставляла весьма незначительные средства для их строительства и содержания. Здания приобретались или арендовались у част-
23
ных лиц, располагаясь в различных частях города в рядовой застройке 6/. В этом кроется одна из причин того, что так и не сложился стилистически цельный ансамбль застройки центральной площади города (Новособорной), предусмотренный планом В.И. Гесте.
В первой половине XIX века из всего комплекса зданий, предполагавшихся к постройке на Новособорной площади, в соответствии с планом были возведены лишь два здания, к тому же принадлежавшие разным стилевым направлениям (табл. 1.8., 1.21). Это одноэтажный корпус торговых рядов, ставший единственной на площади постройкой в формах классицизма (1830-е гг.) и кафедральный Богородице-Рождественский собор, выстроенный в русском стиле (1845 -1861 гг.).
Не сложилась в законченный ансамбль и застройка Старобазарной площади, одну из сторон которой обрамляли построенные по «образцу» каменные 2-х этажные дома, чередующиеся с деревянными домами, близкими по своему облику обычным избам, о чем свидетельствуют фотографии конца XIX века [15] (табл. 2.2).
Применение образцовых проектов при строительстве жилых домов предполагало обретение городской застройкой стилевого единства. Но частные дома возводились без определенной последовательности в зависимости от возможностей и потребностей владельцев отдельных участков. Выстроенные в формах классицизма дома располагались в застройке кварталов неравномерно, оставаясь по большей части отдельными «вкраплениями» в сложившуюся ранее застройку, состоящую из традиционных жилых домов, рубленых из дерева.
Тем не менее, строившиеся по образцовым проектам общественные здания и жилые дома, (за период с 1820-х по 1860-е годы общее количество построек в городе возросло примерно вдвое), сыграли большую роль в формировании нового архитектурного облика губернского центра.
- Київ+380960830922