Ви є тут

Черты европейского влияния в архитектуре и градостроительстве Вьетнама колониального периода : на примере г. Хюэ

Автор: 
Хо Хай Нам
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2007
Артикул:
278410
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.............................................................5
Глава 1. КРАТКИЙ ОЧЕРК РАЗВИТИЯ АРХИТЕКТУРЫ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА ВЬЕТНАМ
1.1 Основные этапы истории архитектуры Вьетнама.....................10
1.1.1 Период первых государств (до конца III в. до н.э.)..........10
1.1.2 Период зависимости от Китая (II в. до н.э. - IX в.).........11
1.1.3 Период независимого феодального государства (X в. - 1873 г.).... 11
1.1.4 Период французской колонизации (1873 - 1945)................ 14
1.1.5 Современный период (1945-н.в.)..............................15
1.2 Типология исторической архитектуры Вьетнама
1.2.1 Традиционный деревянный каркас..............................16
1.2.2 Вьетнамский ордер и 'Гхыок-Там (Зуй-Мык)....................16
1.2.3 Народное зодчество..........................................17
1.2.4 Фортификационная архитектура................................20
1.2.5 Дворцовая архитектура.......................................23
1.2.6 Культовая и сакральная архитектура..........................25
1.3 Черты исторического градостроительства во Вьетнаме
1.3.1 Краткий очерк градостроительства Вьетнама...................29
1.3.2 Некоторые черты исторических городов Вьетнама............... 35
1.4 Общая специфика исторического зодчества Вьетнама................36
Выводы к главе.................................................38
Глава 2. ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО И АРХИТЕКТУРА ВЬЕТНАМА КОЛОНИАЛЬНОГО ПЕРИОДА: ОБЩИЕ ОСОБЕННОСТИ И ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ
2.1 Краткая характеристика французской архитектуры второй
половины XIX - первой трети XX вв.............................. 40
2.1.1 Французская архитектура 1850-х - 1910-х гг.................. 40
2.1.2 Французская архитектура 1920-х - 1930-х гг.................. 47
2.2 Распространение колониальной архитектуры во Вьетнаме............ 50
2.2.1 Колонизация Вьетнама........................................50
2.2.2 Вьетнам в колониальный период............................... 51
2.2.3 Пути проникновения европейской архитектуры во Вьетнам 52
2.3 Общие особенности колониальной архитектуры во Вьетнаме 53
2.3.1 Периодизация колониального зодчества .......................54
2.3.2 Основные изменения в зодчестве..............................55
2.4 Типология колониальной архитектуры..............................62
2.4.1 Здания казарм............................................... 62
2.4.2 Жилые здания................................................63
2.4.3 Общественные здания.........................................65
2.4.4 Церкви и монастыри.......................................... 67
2.4.5 Пути сообщения и промышленные сооружения.................... 67
2
2.5 Стилистические предпочтения в архитектуре..................... 68
2.5.1 Неоренессансная стилистика................................. 68
2.5.2 Стилистика необарокко...................................... 70
2.5.3 Стилистика французского классицизма........................ 71
2.5.4 Стилистика неоклассицизма.................................. 72
2.5.5 Неороманская стилистика.....................................73
2.5.6 Неоготическая стилистика....................................73
2.5.7 Стилистика ар-деко..........................................74
2.5.8 Стилистика архитектуры французских провинций............... 74
2.5.9 «Раннеколониальный» стиль...................................75
2.5.10 «Индокитайский стиль»......................................76
Выводы к главе............................................. 77
Глава 3. ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ СТРУКТУРА г. ХЮЭ: ЧЕРТЫ ЕВРОПЕЙСКОГО ВЛИЯНИЯ
3.1 Предыстория г. Хюэ.............................................79
3.2 Доколониальный период становления и развития г. Хюэ
3.2.1 Традиционные основы ландшафтно-градостроительной структуры.................................................... 82
3.2.2 Возникновение г. Хюэ........................................83
3.2.3 Формирование новой структуры г. Хюэ.........................84
3.2.4 Первые проявления экспансии французского градостроительства........................................... 86
3.3 Градостроительство колониального периода...................... 93
3.4 Общие градостроительные особенности Хюэ
в колониальный период......................................... 97
3.4.1 Левобережное пространство...................................98
3.4.2 Правобережное пространство..................................99
3.4.3 Центральное экваториальное пространство....................101
Выводы к главе..................................................102
Глава 4. АРХИТЕКТУРА г. ХЮЭ КОЛОНИАЛЬНОГО ПЕРИОДА
4.1 Краткий обзор традиционной архитектуры Хюэ.......................
4.1.1 Фортификационные сооружения................................105
4.1.2 Дворцы и дворцовые комплексы...............................105
4.1.3 Культовые и сакральные объекты.............................106
4.1.4 Гражданское строительство..................................106
4.2 Функциональная типология зданий колониального периода 107
4.2.1 Здания казарм..............................................107
4.2.2 Жилые здания...............................................108
4.2.3 Общественные здания........................................109
4.2.4 Культовые и сакральные сооружения......................... 111
4.2.5 Дворцовая архитектура......................................112
4.2.6 Объекты транспортного и промышленного назначения 114
3
бамбуковую жердь с нарезанной на ней разметкой. Эталонные деления являлись модулем древнего архитектурного ордера. Каждое сооружение имело свой Тхыок-Там. С его помощью определялись размеры сооружения, называвшиеся вертикальными и горизонтальными интервалами. Существовал также стекающий (наклонный) интервал. Каждый конкретный Тхыок-Там с его насечками сохранялся для последующих реконструкций. Это помогало мастерам обеспечивать модульное единство старого и нового.
Для вьетнамской традиционной архитектуры характерна следующая модульность: отношение вертикали к горизонтали 2/3, откос / = 66,6%, диаметр колонны составляет 2/10 ее высоты, горизонтальный интервал - 40 см. (две пяди). В зависимости от эпохи, местных традиций, творческого метода мастера, пропорции могли варьироваться в небольших пределах. Соотношение диаметров материнской, дочерней и верандной колонн обычно составляло 10:8:6. Диаметр колонн уменьшался книзу и кверху. Их соотношение от основания к вершине менялось в пропорции 8:10:6. Наибольший диаметр составлял ]А высоты колонны от основания.
1.2.3 Народное зодчество
Основным объектом народного зодчества всегда являлось жилище. С древнейших времен общины жили в деревнях, место для которых тщательно выбиралось с учетом близости воды, дорог, сельхозугодий. Средняя площадь деревни - от 2 до 5 га, население составляло 300-500 чел. В зависимости от местоположения жилые дома в деревнях строили либо на сваях (в горных местах), либо на земляной основе (на равнинах). Но в обоих случаях для экономии материала применялась бескаркасная конструктивная схема: стропила опирались непосредственно на кирпичные стены.
Дома на сваях строились из-за влажно-жаркого тропического климата, а также для защиты от наводнений и хищников. Пол находился на высоте 1 м. от земли. Конек кровли имел форму лодки, плавно прогнутой посредине. Кровли устраивались из соломы, половицы - из бамбука. Наклонная крыша спускалась до пола и выполняла также функцию стен, что в тоже время
17
сокращало полезную площадь дома. Внутренне пространство было единым, без разделения его перегородками. В центре помещения всегда находился очаг, вокруг которого протекала повседневная жизнь семьи. Но эти общие черты жилища в каждой местности имели свои особенности.
Изображения подобного жилища сохранились на бронзовых барабанах и на других предметах, найденных при раскопках селений династии Донг-Шонь. Выяснилось, что при строительстве использовались сваи длиной 4,5 м. На фрагментах конструкций осталась перфорация, что свидетельствует о возможной их сборности. Обнаружены также следы декора в виде рисунков птиц.
Дома с земляной основой имели каркас либо из бамбука (и тогда кровли устраивались из соломы), либо из дерева, что обычно влекло за собой устройство кровли из черепицы. Позднее (при династии Ли) появились дома с кирпичными стенами и деревянными стропилами. Кроме собственно главного дома равнинные комплексы включали в себя несколько пристроек, садик, пруд, колодец, живую изгородь, калитку.
Во многих вьетнамских деревнях кроме рядового жилища строились и усадьбы чиновников. Однако их изображений не сохранилось.
Помимо жилых комплексов в деревне были и сооружения общественного назначения - мостики (в том числе крытые), будки, беседки для отдыха, ворота деревни. Но вершиной народной архитектуры был динь -своеобразный общественный центр деревни и одновременно место поклонения святому покровителю деревни.
Динь обычно находился вблизи жилищ. Он мог представлять собой одно или несколько сооружений, мог входить в комплекс сооружений буддизма, конфуцианства, даосизма. Обязательным элементом этого центра была большая площадь, украшенная деревьями, растениями. Значение динь подчеркивалось монументальностью симметричной композиции, в которой главенствовала одна основная ось (иногда в сопровождении второстепенных). Общая композиция динь формировалось сочетанием
18