Ви є тут

Творчество архитектора В.Д. Соколова

Автор: 
Смирнов Леонид Николаевич
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2004
Артикул:
275051
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ТОМІ
ВВЕДЕНИЕ...........................................................7
Глава I СТАНОВЛЕНИЕ АРХИТЕКТУРНОГО МАСТЕРСТВА
В.Д. СОКОЛОВА В ПЕРИОД 1908 - 1926 ГОДОВ
!. 1 Учеба в Санкт - Петербургской императорской
Академии художеств.................................. 18
1.2 Работа В.Д. Соколова в частных архитектурно-
строительных мастерских известных Санкт-Петербургских архитекторов...........................26
1.2.1 Работа в мастерской профессора Ф.И. Лидваля...........26
1.2.2 Работа в мастерской архитектора Э.Ф. Вирриха..........29
1.2.3 Работа В.Д. Соколова на строительстве Ольгинской
гимназии у архитектора П.Ф. Алешина..................32
1.2.4 Работа В.Д. Соколова на строительстве казарм в
Царском Селе у архитектора Е.О. Константиновича......34
1.2.5 Работа В.Д. Соколова по проектированию объектов
Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД)............36
1.3 Архитектурная деятельность В.Д. Соколова
в государственных учреждениях страны в начале
20-х годов XX века...................................38
Выводы...............................................44
Глава П ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В.Д. СОКОЛОВА
В ПЕРИОД СОЗДАНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ УРАЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ (1926 - 1934 -го ГОДОВ), СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ (1934-1941-п> ГОДОВ) И ИХ АДМИНИСТРАТИВНО-ХОЗЯЙСТВЕННОГО ЦЕНТРА, ГОРОДА СВЕРДЛОВСКА (ЕКАТЕРИНБУРГА)
3
2.1 Общегосударственные, социально - экономические и
• исторические условия создания Большого Урала и
Большого Свердловска и проектной базы для обеспечения их развития...............................45
2.2 Участие В.Д. Соколова в формировании нового
архитектурного облика Большого Свердловска............50
2.3 Архитектурная деятельность В.Д. Соколова
в «Уралгипромезе» по созданию объектов металлургических предприятий и заводов Уральской области.....................................58
2.4 Разработка В.Д. Соколовым для Большого Урала и
Большого Свердловска новых типов общественных зданий, объектов отдыха и спорта......................69
* 2.4.1 Проектирование Дворца культуры металлургов
в городе Надеждинске..................................69
2.4.2 Участие во Всесоюзном конкурсе на проект
Уральского политехнического института.................74
2.4.3 Участие во Всесоюзном конкурсе на проект Клуба
строителей в Свердловске..............................78
2.4.4 Проектирование и строительство Учебного
комбината Всрх-Исетского завода.......................81
2.4.5 Проектирование Геодезического управления
в Свердловске.........................................84
2.4.6 Участие в проектировании Дома связи и Дома,
профсоюзов Большого Свердловска.......................88
2.4.7 Проектирование для Большого Свердловска
^ зон отдыха трудящихся: ЦПКиО и зоопарка...............90
2.4.8 Проектирование первых спортивных объектов
Большого Свердловска..................................95
31
Фасады домов комплексов решены автором со всеми атрибутами модерна: высокими треугольными фронтонами, подчеркивающими выступы фасадов или угловые части дома, эркерами, вытянутыми по высоте от двух до пяти этажей и являющимися активными элементами композиции. В отсутствии на фасадах протяженных окон лестничных клеток, отнесенных к фасадам внутренних дворов, эркеры подчеркивают секционную структуру зданий. Иногда эркеры на фасадах, но замыслу автора, совмещались с балконами или завершались ими (рис.1.17, 1.18). Пластика дворовых фасадов жилых блоков комплекса решалась за счет плавно выступающих объемов помещений или полукруглыми формами эркеров (рис. 1.19). В отдельно стоящем комплексе доходного дома в целях экономии площадей Э.Ф. Виррихом использован прием размещения входов в подъезды и лестничных клеток на углах фасадов внутренних дворов.
Декоративная обработка фасадов комплексов подчиняется общему художественному замыслу автора: первые этажи рустованы по рельефной декоративной штукатурке и трактуются как цоколь. В отделке фасадов верхних этажей применена фактурная декоративная штукатурка, рустованная на отдельных участках фасадов с заполнением декоративными скульптурными вставками из натурального камня (рис. 1.20, 1.21).
Комплексы «Бассейнового товарищества» могут рассматриваться как средний эталон доходного дома, в котором нашли место рационально спланированные, недорогие и сравнительно небольшие квартиры, которые хорошо связаны с внешней структурой фасадов и конструктивной основой блоков.
Э.Ф. Виррих одним из первых в России стал проектировать здания из железобетона [64, с.982]. Помощники Вирриха, среди которых был и В.Д. Соколов, имели возможность хорошо изучить проектирование конструкций зданий из этого нового строительного материала. Работая в Свердловске с 1926 года, В.Д. Соколов широко и успешно применял
32
железобетонные элементы каркаса не только в промышленных объектах, но и в проектах жилых домов и в комплексах крупных жилых комбинатов.
Проработав два года у Э.Ф. Вирриха, В. Соколов получил хорошую практику с точки зрения проектирования рациональной и хорошо продуманной функциональной планировки разнотипных квартир, сочетающихся с планировочной структурой сблокированного секционного многоэтажного дома, где каждая секция представляла собой самостоятельную объемную единицу, стрежнем которой являлась лестничная клетка с нанизанными на нее квартирами. Здания «Бассейнового товарищества» служат примером выразительного и лаконичного решения архитектурного облика крупного жилого комплекса.
1.2.3 Работа В. Д. Соколова на строительстве Ольгинской гимназии у архитектора П.Ф. Алешина
В 1913 году В. Соколов, выехав на Украину, поступает работать помощником к архитектору П.Ф. Алешину для проектирования и постройки женской Ольгинской гимназии в городе Киеве [43, с.307].
П.Ф. Алешин являлся выпускником архитектурного отделения Петербургского института гражданских инженеров. Этот институт, обладавший многолетними традициями, был серьезной школой для молодых зодчих в конце XIX - начале XX века. Не случайно его выпускниками были многие известные архитекторы, ставшие впоследствии виднейшими советскими зодчими — A.C. Никольский, В.А. Веснин, JI.A. Ильин, В.Н. Семенов, П.Ф. Алешин и др.
П.Ф. Алешин был последователем русской классической школы, проектируя объекты, как в Санкт-Петербурге, так и на Украине. Свою проектную работу на Украине он вел с начала XX века. Известны его