Оглавление
2
Введение: Театральное искусство как пространственный прототип садово-парковой архитектуры. 7
Глава I. Регулярный сад и перспективная декорация. 13
Раздел 1. Итальянская перспективная традиция
и “возрождение античности”. 13
ПЛ. 1.1. Характерные особенности итальянского регулярного сада и фронтальная декорация в ренессансном театре. 13
П.1.1.2.Философские основы ренессансных
композиционных построений. 13
а) Мотив “удвоения реальности” в эстетике неоплатонизма. 15
б) Геометризм как метод построения модели мироздания и созерцание как метод ее восприятия. 17
ПЛ. 1.3. Театр и неоплатоническая эстетика. 19
П.1.1.4. “Три сцены” в классическом театре. 21
Г1.1.1.5. Театрализация пространства как метод воссоздания
античных образов. 23
П.1.1.6. Трактовка пасторальной тематики в театральном искусстве Ренессанса. 24
ПЛ. 1.7. Использование сада как театральной сцены и работа декораторов в садах. 27
П.1.1.8. Сюжетность садово-парковых композиций. 30
ПЛ.1.9. Соотношение регулярных и “естественных” участков сада со сценической практикой. 33
а) Скульптура и машинерия. 33
б) Жанровые аналогии садовых пространств и театральных “сцен”. 34 П.1.1.10. Парковая скульптура и ее иконография. 35
П.1.1.11. Архитектурные образы из театрального “арсенала” в парковых ансамблях. 38
П.1.1.12. Организация виллы и принципы сценографии. 40
а) Трехчастный характер паркового пространства как аналогия
“трем сценам” в классическом театре. 40
б) Философские основания отношения к природе в итальянском регулярном саду. 41
2
в) Пространственные функции различных частей виллы и ее окружения. 43
Раздел 2. Развитие театрализации пространства
в эпоху барокко XVII века. 44
П.1.2.1. Преемственность итальянской и французской
регулярной традиции. 44
П.1.2.2. Развитие театрально-декорационного искусства
XVII века: “трехлучие” и мобильные кулисы. 45
П .1.2.3. Особенности французской регулярной традиции и их
аналогии с новыми декорационными эффектами в театре. 48
П.1.2.4. Содержательная основа барочных построений в театре и парке. 50
П.1.2.5. Картезианская теория “двух часов” и особенности
восприятия пространства. 51
П. 12.6. Развитие традиционных аспектов театрализации:
театральные представления в садах эпохи барокко. 53
П.1.2.7. Композиция сада как отражение сценографической
программы придворного ритуала. 55
П.1.2.8. Декорационные аналогии и источники
садово-парковых композиций. 56
а) Композиционные аналогии. 56
б) Иконографическое соответствие. 57
П.1.2.9. Новые методы применения перспективных эффектов. 60
а) Трехлучие и пересекающиеся оси. 60
б) Эффект глубинной перспективы. 61
П.1.2.10. Оптические искажения как инструмент построения сценографической программы барочного сада. 62
Выводы по I главе: взаимосвязь декорационной
практики и сценографической организации садово-парковых пространств ХУ-ХУИ веков. 65
Глава И. Возникновение пейзажной традиции и ее связь с театральной живописью. 68
Раздел 1. Развитие декорационной техники и изменение пространственного восприятия природы в конце XVII - начале XVIII вв. 68
П.И. 1.1. Изменение типа паркового пространства - отношение к
3
горами, и другими сельскими предметами, нарисованными в пейзажном стиле".(Vitruvius,104, с. 150) "Три сцены" были по-настояхцему популяризированы трудом известнейшего сценографа эпохи Возрождения Себастиано Серлио (1475-1554) “Основные правила архитектуры” (Париж,1545). У Серлио сцена состояла из двух частей: передняя, горизонтальная авансцена примерно 58 футов (примерно 18 м) в ширину и 10 (около 3 м) - в глубину. Задняя, с уклоном в одну девятую ширины, была оформлена двухсторонними кулисами, на которых были написаны перспективные декорации. Заднюю часть сцены закрывал задник. Кулисы представляли из себя деревянные рамы, на которые был натянут холст. Чтобы придать визуальную достоверность элементам, находящимся ближе к зрителю, их делали объемными: “те части, которые выдаются, необходимо делать из дерева”.(Serlio,88, с.77) Серлио был первым художником-декоратором, опубликовавшим свои эскизы. "Его три перспективные “сцены”... стали схемой, принимавшейся за основу всеми европейскими сценографами в после дующие четыреста лет"(Нагто11,40, с.60). Серлио, "как и Витрувий, различал три типа декорации: “трагическую”, “комическую” и “сатирическую”, представлявшую собой сад, наполненный пасторальными объектами - гротами, скалами и деревьями, и... проектировал простейшие театральные пространства... в которых сцена и задник связывались с залом в единое целое путем использования прямой nepcneK,raBbi".(Steenbergen&:Reh>93> с.249)
Театральные представления Ренессанса и раннего барокко носили расширенный характер, не замыкались в стенах дворцов и стремились к возможно большему размаху, всеохватности. Торжества по поводу свадьбы вельможи оформлялись как представление для всех его подданных; в дни таких фестивалей города превращались в “театральное пространство” - “место, которое первоначально не предназначалось для
22
театральных спектаклей, но постепенно стало использоваться для зрелищ... Такими местами были церкви, внутренние дворы и сады частных дворцов”.(Дзордзи,133, с.5) Так, во время представлений во флорентийских садах Боболи сценическое действие "распространялось... на все окружающее пространство; в спускающихся сумерках терялось ясное представление о том, где кончается театр и где начинается парк”.(Дзордзи,133, с. 19) В ситуации, когда любые виды пространства могли быть использованы как сцена (отсюда шекспировский образ мира-театра), театральные принципы проникали во все заново осмысляемые формы искусства, в том числе и в садостроение. Сюжеты пьес и их персонажи питали иконографическую программу ренессансного искусства, а декорации, которыми они оформлялись, были первыми опытами пространственной реконструкции античной среды, как ее представляли себе деятели Возрождения. “В театре Ренессанса вопрос правильных визуальных отношений между нарисованным задником и трехмерным заполнением сцены привел к экспериментам с собственно реальным пространством”.(БгеепЬе^еп&КеЬ,93, с.42)
П.1.1.5. Театрализация пространства как метод воссоздания античных образов.
Задача возрождения античности подспудно проявлялась во всех типах ренессансной художественной деятельности. Люди Возрождения в некотором роде чувствовали себя актерами, исполняющими роли древних героев и философов в среде, реконструированной с максимальной точностью. Идеальной, подлинно "античной" средой в силу влияния литературной традиции считалась сельская местность. “Литературные темы принесли в ренессансную традицию... тоску по совершенствам Золотого века, блестящей роскоши сада богов, или по ностальгической
23
- Київ+380960830922