Ви є тут

Архитектура храмов Екатеринбурга : XVIII-XIX вв.

Автор: 
Голобородский Михаил Венидимович
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2004
Артикул:
274193
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
В в сд с и и с....................................................................3
j
Глава 1. Роль храмовой архитектуры в пространственно-планировочной структуре
Екатеринбурга XVIII - XIX вв.......................................... IО
1.1. Высотное построение храмов в панораме Екатеринбурга ....................... 10
1.2. Роль храмов в развитии плана Екатеринбурга в период барокко
(1723-1780 годы) ...........................................................15
1.3. Роль храмов в развитии плана Екатеринбурга в период классицизма
(1785- 1850 гг.) ......................................................... 21
1.4. Роль храмов в развитии плана Екатеринбурга в период стилизаторства
и эклектики (1850-1914 гг.) ............................................... 35
1.5. Структура города и его пространственно-видовые связи ..................... 41
1.6. Формирование застройки пригородных заводских поселении Екатеринбурга .....45
Глава 2. Архитекту ра храмов Екатеринбурга .................................... 54
2.1. Храмы Екатеринбурга ...................................................... 54
• 2.2. Храмы пригородов Екатеринбурга ...........................................87
2.3. Домовые церкви ................................................................................................................................................................................. 95
Глава 3. Объёмные композиции храмов Екатеринбурга .............................105
3.1. Типология объёмных композиций храмов Екатеринбурга
и его пригородов............................................................... 105
3.2. Типология объемных композиций домовых церквей ............................ 116
Заключение .....................................................................118
Приложения..................................................................... 122
Примечания к главе I............................................................122
Примечания к главе 2............................................................131
Примечания к главе 3............................................................150
Именной указатель архитекторов и строителей екатеринбургских храмов.....'...... 151
* Список использованных источников................................................157
3
И И кДЕИИЕ
Актуальность исследовании Но традиции авторы работ, посвященных архитектуре Екатеринбурга, в основном уделяют внимание изучению построек промышленного и гражданского назначения. Лишь немногие из церковных зданий города отмечены исследователями отдельных периодов истории уральского зодчества. Разрушение храмов в первой половине XX в. привело к обеднению городской застройки, утрате в ней пространственных связей между отдельными архитектурными ансамблями. На современном историческом этапе церковное зодчество вновь утверждается в проектной и строительной практике. На наш взгляд, результаты реставрации и строительства многих храмов Екатеринбурга требуют от архитекторов более глубокого осмысления проблемы традиции и местных особенностей церковного зодчества XVIII - XIX вв. Интересы ученых давно вышли за пределы исследования церковной архитектуры только древних городов России, как наиболее ярко и многообразно представляющих характер конкретной исторической эпохи. В последние годы растет число работ, освещающих вопросы архитектурного наследия провинциальных русских городов и областей, творчества местных мастеров, развития отдельных типов сооружений в провинции. На сегодняшний день возникла необходимость более полного описания исторической картины русского зодчества. Решение этой задачи невозможно без привлечения новых, до сих пор мало изученных материалов по истории строительства культовых зданий в таких городах, как Екатеринбург. Эти материалы должны стать частью общей картины архитектурной деятельности мастеров Урала, внести значительные дополнения в сложившиеся характеристики регионального зодчества, послужить их дальнейшему развитию. На наш взгляд, архитектурное наследие Екатсринбур XIX - начала XX вв. сохраняет важное градостроительное значение как рсальн функционирующий элемент городской среды. Композиционно-пространственны характеристики городской застройки XIX п. и сегодня определяют облик многих улиц площадей Екатеринбурга. Его архитектурные памятники и ординарные постройк представлены многообразными типами сооружений, не малую часть среди них ирежд
для новых приходских п торговых площадей, выделена опорная сет«» улиц. Высотными сооружениями - храмами предстояло закрепить акцепты застройки. Уже существовавшие к моменту составления проекта площади получили планировочное оформление: Вознесенская и Сенная - в восточной, Хлебная и Дровяная площадь - в западной части города. В удалённых от центра кварталах планом указывались места для приходских площадей как второстепенных композиционных центров. Каждая плоишь предназначалась для торговли только определённым видом товаров и имела соответствующий комплекс торговых сооружений. Церкви как самые значительные в то время здания городской застройки должны были появиться на наиболее выгодных по видовым позициям местах -предполагаемых в будущем новых торговых и приходских площадях.
Как результат реализации плана, сложившаяся к середине XIX в. застройка Екатеринбурга отличалась целостностью и выразительностью композиции, позволившей относить Екатеринбург к числу наиболее красивых городов на востоке Европейской части России20 (рис. 26). Вертикали церквей обогащали видовые панорамы проспектов: Александровского (ул. Декабристов), Покровского (ул. Малышева), Сибирского (Куйбышева) и Уктусской улицы (8 Марта). Из квартальной застройки площади города выявляли на восточной стороне города Екатерининский собор, Вознесенская и Троицкая церковь, на западной стороне - Богоявленская, Святодуховская, Спасская церкви и комплекс храмов Ново-Тихвинского монастыря.
Как уже было сказано, кроме планировочного оформления уже существовавших к моменту составления плана обширных торговых площадей, генплан Екатеринбурга предполагал создание второстепенных планировочных центров в виде равномерно распределённых по перифирии города приходских площадей. Места и размеры их были определены расположением жилых кварталов относительно городского центра, ландшафтом и четкими геометрическими границами города21.
Согласно плану, и структуре Екатеринбурга ирнхолскис плошали занимали положение подчинспиых композиционных узлов и уступали размерами как площадям торгового назначения, так и двум площадям исторического ядра Екатеринбурга. В сетке из пересекающихся продольных и поперечных улиц с постановкой храма в центре каждой они должны были образовать своеобразную систему геометрически и визуально связанных пар - панорамно-пространственных комплексов (рис. 27). При этом почти каждая из доминант, составлявших пару, входила в другой пространственный комплекс пернфирии или центра города, закрепляя его основные композиционные оси. Если храмы, построенные в центре Екатеринбурга, были ориентирами крупных городских магистралей в системе застройки, то предполагаемые к строительству здания приходских церквей должны были стать пространственными акцентами пограничных частей поселения. Окружающие приходские храмы широкие площади выделяли живописные церковные ансамбли среди монотонной малоэтажной жилой застройки. Таким приёмом создавался определённый ритм расположения городских доминант. Как и многие другие российские города рассматриваемого исторического периода, Екатеринбург задумывался как комплекс из самостоятельных архитектурных ансамблей, в совокупности создающих единое целое. К началу разработки планов в городе уже сложился развивавшийся симметрично относительно оси городского пруда ансамбль Торговой и Церковной площадей. Находившиеся на них Екатерининский собор, Богоявленская церковь и Святодуховская церковь композиционно объединяли в одно целое сами площади, плотину, пространство пруда и окружающую застройку. Высокие колокольни этих трёх старейших городских храмов образовывали треугольник доминирующих архитектурных вертикалей, ставший основой пространственной организации центра и всего города, определявшей его выразительный силуэт.
Составленный в правилах классицизма план Екатеринбурга характерен созданием комплексной застройки из производственных, общественных, жилых и церковных зданий в