Ви є тут

Архитектура стран Закавказья VII в. : формирование и развитие традиции

Автор: 
Казарян Армен Юрьевич
Тип роботи: 
формирование и развитие традиции
Рік: 
2007
Кількість сторінок: 
696
Артикул:
184282
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ.
Стр.
Введение.................................................................7
1. Границы, актуальность и предмет исследования. Историография.........7
2. Цель, научная новизна и методы исследования.......................166
3. История и культу ра народов региона к концу VI в. и их развитие
на протяжении VII в..................................................177
Глава 1. Творческие концепции католикосов Иоанна Багаранци и
Комнтаса Ахцсци........................................................276
Глава 2. Композиция храмов и стиль в эпоху триумфа Ираклия, их
эволюция к середине VII века...........................................370
Глава 3. Архитектурные идеи Нерсеса Строителя и рождение нового
Стиля (Араратская долина и Гайк в середине VII в.).....................443
Глава 4. Последний всплеск и угасание классической традиции.
Особенности провинциального зодчества..................................489
1. Развитие «классической» традиции..................................489
2. Основные черты развития провинциальной традиции...................546
Заключение.............................................................550
Список использованной литературы.......................................576
Список сокращений......................................................695
Приложения. Том 1.
Приложение 1. Каталог памятников «классической» традиции.
Содержание...............................................................2
Предисловие к каталогу...................................................4
Часть 1. Памятники конца VI — первой четверти VII в......................5
Аван.....................................................................5
Двин, базилика..........................................................30
3
Рипсиме.....................................................................50
Эчмиадзин, реконструкция около 620 г........................................81
Багаран....................................................................118
Часть 2. Памятники Армении. 30-е годы VII века. Северные провинции
Армении и центральная Иберия в 40-е годы....................................133
Багаван....................................................................133
Нор Кянк...................................................................169
Арчовит....................................................................177
Аламан.....................................................................188
Корхан.....................................................................195
Гаяне......................................................................198
Мрен.......................................................................222
Мастара....................................................................238
Зарнджа....................................................................263
Шсник......................................................................274
Джрвеж, триконх ...........................................................281
Арагац, шсстнконховая......................................................294
Агарак. тстраконх..........................................................305
Арцвабер...................................................................320
Таргманчац.................................................................331
Одзун......................................................................342
Дорбант....................................................................368
Джварн.....................................................................381
Самцевриси.................................................................451
Зор........................................................................467
Часть 3. Памятники Араратской долины и Тайка, середина VII в...............473
Двин, купольный собор .....................................................473
198
католикосу Сааку, завершившему ею в 420-е годы.568 Традиционно считается, что первоначальный перевод Св. 1 Іисання на армянский язык был осуществлен с сирийского569, после чего еще при католикосе Сааке Партсвс проверен и отредактирован по греческой Септуагшггс и в дальнейшем мог вновь претерпевать изменения. Л.П.Новосельцев относит к армянскому переводу с сирийского лишь начало работы, которая не была завершена и от которой сохранились лишь отрывки. Еще переводчики старшей школы обратились к Септуагннте и Новому Завету на греческом языке, «как к более авторитетным редакциям»'70. А.П.Новосельцев особо отмечает тщательность и добросовестность древнеармянского перевода Библии571.
Согласно Н.Я.Марру, произведенный с армянского начальный грузинский перевод Библии, был также отредактирован по Ссптуагшгте, вероятно, уже после церковного разрыва 609 г.5 '2 Существовал перевод Нового
Мушегян А. Обстоятельства перевода Святого писания на армянский язык и краткая Библия Мссропа Маштоца // ИФЖ. № 3. 2001. С. 12-30 (На арм. яз.).
504 См., в частности: Марр Н.Я. Новооткрытый армянский текст «Паралипоменон» (К вопросу о переводе св. Писания на армянский язык)// Марр Н.Я. Кавказский культурный мир и Армения. Ереван, 1995. С. 179-196 (Первое изд. в: Кавказский вестник. 1902. № 4. С. 1-18); Саркисян, Худавердян, Юзбашян, Потомки Хайка, 1998. С. 57.
’" Исследователь приводит ряд доказательств в пользу перевода канонического древнеармянской Библии с Ссптуагинты, в том числе и книги Ездры, не сохранившейся в современной Септуагинте (Новосельцев А.П. Древнсармянский перевод Библим как источник но истории народов Закавказья (некоторые предварительные итоги исследования) //Древнейшие государства Восточной Европы, 1998 г. Памяти чл.-корр. РАН А.П.Новосельцева. М., 2000. С. 348-350 (вся статья - С. 347-353, Первое изд.
- //Древнейшие государства на территории СССР. Материалы и исследования 1975 г. М., 1976)).
■71 Новосельцев А.П. О местонахождении библейской «юры Арарат»// Древнейшие государства Восточной Европы, 1998 г. Памяти чл.-корр. РАН А.П.Новосельцева. М., 2000. С. 358.
572 Марр Н.Я. Заметки по текстам Св. Писания в древних переводах армян и грузин // Христианский Восток. Т. II. Вып. 2. С. 163-174; Т. П. Вып. 3. С. 263-274; Т. III. Вып. 3. С. 249-262; Т. IV. Вып. 3. С. 229-245; Мурадян П.М. Кавказский культурный мир и Армения. ARMENO-GEORGICA // ИФЖ.
1996. № 1-2. С. 127 (на арм. яз. с рус. резюме) (Далее — Мурадян, Кавказский культурный мир и Армения, 1996).
199
Завета и на албанский язык573, но неизвестно с какого языка он был осуществлен.5,4
Исследователи полагают, что на грузинский язык наиболее активно производились переводы с греческого, осуществлявшиеся в основном в греческих центрах Христианского Востока. Но значительное количество библейских книг и сочинений отцов вселенской церкви было переведено с их армянских редакций, что дает основания для выводов о значении армянской литерату ры в формировании грузинской.575 Конечно, армяно-грузинские, как и армяно-сирийские и армяно-грсческнс литературные связи не были односторонними, что подт верждают факты перевода трудов с ірузинского на армянский, но определяющими были все же направления развития от высокоразвитых центров христианской цивилизации к периферии и армянская культура V - VII, да и следующих веков, успешно выполняла роль посредницы, протекая потоки информации через собственную традицию.
«Роль Армении особенно велика в процессе христианизации народов Кавказа, в их общении с культурными ценностями Христианского Востока, в трансформации достижений новой христианской цивилизации».576 По оценке К.Кекелидзе, греческое и сирийское влияния дошли «до нас не непосредственно, а преимущественно через армян - Via Armcniaca. поэтому литературе этою периода надлежит дать название Армянского влияния... Здесь (в Картли - А.К.) сформировалась церковь того же характера, что и в соседней Армении. Иерархически зга церковь вначале была связана с армянской церковью и являлась одной из ее составных частей. В них господствовали одни и те же обряды, обычаи и традиции. Даже грузинский алфавит, как мы видели, оформился и обрел окончательный вид с помощью армянских ученых,
573 Левонд. История. СПб., 1887. С. 62-63 (На древнеарм. яз.).
574 Новосельцев, Христианство, ислам, 2000. С. 440.
575 Мурадян, Кавказский культурный мир и Армения, 1996. № 1-2. С. 127-131.
'7б Мурадян, Кавказский культурный мир и Армения, 1996. № 1-2. С. 135.