СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.............................................................../
ГЛАВА 1. ОБРАЗ ХРАМА В ЭПОХУ КЛАССИЦИЗМА.
РАЗДЕЛ 1. Представления об идеальном архитектурном типе храма в эпоху
классицизма XVIII века, во Франции.....................................1
РАЗДЕЛ 2. Образ храма в эпоху классицизма в Англии..............29
РАЗДЕЛ 3. Представления об идеале храмовой архитектуры в эпоху
классицизма в России..................................................52
ГЛАВА 2. МИТРОПОЛИТ МОСКОВСКИЙ ПЛАТОН И АРХИТЕКТУРА
РУССКИХ ХРАМОВ В ЭПОХУ ПРОСВЕЩЕНИЯ....................................74
РАЗДЕЛ 1. Митрополит Платон об образе православного храма 79
РАЗДЕЛ 2. Митрополит Платон об архитектуре русских храмов.......92
РАЗДЕЛ 3. Строительная деятельность митрополита Платона........113
ГЛАВА III. АРХИТЕКТУРА ПОДМОСКОВНЫХ УСАДЕБНЫХ ЦЕРКВЕЙ В
ЭПОХУ КЛАССИЦИЗМА (вторая половина XVIII - начало XIX веков.)........126
РАЗДЕЛ I. Типы храмов Подмосковья 1760х годов, со хранившие стилистические
черты барокко (1763-1773)........................................... 134
РАЗДЕЛ 2. Возникновение новых типов храмов в архитектуре 1770х годов
(1773-1783)......................................................... 155
РАЗДЕЛ 3. Развитие церковной архитектуры Подмосковья в 1780е - 90е
годы.................................................................212
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ............................260
ВВЕДЕНИИ
I
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Храмы Подмосковья, возведенные во второй половине XVIII века по заказам владельцев усадеб, составляют обширный и сравнительно малоизвестный круг памятников русской архитектуры эпохи классицизма. Многие из них, будучи построены во владениях видных деятелей российской истории, являют собой сохранившиеся фрагменты некогда обширных усадебных комплексов, создание которых нередко связывается с именами крупнейших мастеров русского классицизма. Эти постройки представляют интерес не только в силу высокого художественного качества, но и благодаря своей малоизученности. Ни в одной из европейских стран во второй половине XVIII века не велось такого крупного церковного строительства, как в России. Замыслы западноевропейских архитекторов-классицистов о воплощении образа идеального храма, в основном, так и оставались на бумаге, питая бурные дискуссии о формах церковной архитектуры в эпоху Просвещения, затронувшие в большей или меньшей степени все страны Западной Европы. Однако, именно в России представления об образе идеального классицистического храма, преобразованные православной духовной ориентацией русской культуры, стали реальностью во множестве церквей, возведенных в городах, селах и особенно в усадьбах, где их владельцы могли осуществить, подчас, весьма смелые замыслы.
Подмосковье вместило на своей земле едва ли не самую значительную часть российского храмостроительного наследия эпохи классицизма. Во второй половине XVIII века в имениях вокруг “иервопресторльной столицы” было построено более ста храмов. Тем не менее, до последнего времени историками
Глада /. ОБРАЗ ХРАМА R ЭПОХУ КЛАССИЦИЗМА.
33
памятниках Афин (The Antiquités of Athens), первый том которой вышел в свет в 1762 году. В 1764 г. Академии художеств были подарены И.И.Бецким изданные в Англии "Руины Пестума" \ В 1771 году в России был опубликован перевод книги У.Чемберса "О китайских садах".2 По мнению некоторых исследователей, в это же время уже были известны работы братьев Адам. В начале XIX века учащимся Академии художеств предлагался список учебной литературы, в которой наряду с обычным преобладанием книг на французском языке и итальянских архитектурных трактатов эпохи Возрождения рекомендовались английские издания. ^
Вряд ли справедливо рассмотрение английского опыта храмового строительства эпохи классицизма с точки зрения непосредственного влияния на русскую архитектуру. Более правильным было бы указать на отдельные сходные черты в британском и российском храмостроении. Развитие в России таких явлений как палладианство и стремление возможно более точного воспроизведения мотивов, заимствованных из искусства античности, опосредованно может быть связано с английским классицизмом через работы
Ч.Камерона, А.Менеласа и П.И.Неелова. В этом разделе мы попытаемся рассмотреть, какие идеи и образы присутствовали в церковной архитектуре Англии в конце XVII-XVIII веках, то есть в период развития английской классицистической традиции, предшествовавший тесным контактам двух стран в последние десятилетия века Просвещения.
6 Евсика H.A. Архитектурная теория в России XVIII - начала XIX века.М.:1985( далее - Евсина Н.А.-Н).с.89
1 Евсина Н.А.-Н,с.89Д02.
2 В альбоме ученических чертежей московской архитектурной школы конца XVIII- конца XIX веков наряду с копиями с итальянских и французских архитектурных изданий существует многочисленные воспроизведения графических листов из книг У.Чемберса "Трактат об архитектуре” (1759г.) и "Китайские постройки..." (1757г.) (Designs of Chinese Buildings).
* Евсика H.A.-III,c.ll2.
Главе I. ОБРАЗ ХРАМА В ЭПОХУ КЛАССИЦИЗМА
34
Прежде всего следует обратиться к деятельности в области церковного строительства Кристофера Рена. И хотя его творчество далеко выходило за пределы классицизма, и принадлежало в основном XVII столетию, оно имело значительное влияние на всю английскую церковную архитектуру XVIII века. ^ Как известно, история проектирования и строительства крупнейшего произведения К.Рена собора св. Павла в Лондоне необычайно сложна и продолжительна (работы велись с 1666 по 1725 гг.). В процессе работ К.Рен выполнил несколько различных вариантов проекта собора и отдельно разрабатывал варианты решения средокрестья, барабана и купола над ним.^ В целом, эти архитектурные поиски следовали двум направлениям в образе и композиции храма - базиликальному и центрическому. Но первый вариант проекта, выполненный К.Реном после 1668 года, когда стало ясно, что сохранить поврежденный пожаром старый собор невозможно, предполагал совершенно необычную форму плана. По этому проекту, который должен был быть 'красивым и благородным, и подходящим для всех сторон и для репутации столицы и нации...", собор состоял из прямоугольного однонефного хора с внутренними галереями второго яруса, расположенными над открытыми во внешнее пространство нижними аркадами, и обширного ротондалъного вестибюля, перекрытого куполом на барабане, окруженном колоннадой. С севера, юга и запада к вестибюлю должны были примыкать портики. По мнению, которого придерживается Д.Саммерсон, столь необычная форма собора могла быть связана с храмом Гроба Господня в Иерусалиме. Обращение к этому образцу было естественным для главного храма
1 Summcrson J. Architecture in Britain 1530-1830. L.,Penguin Books, 1989, p.218.
2 Ibid. p.223-236.
- Київ+380960830922