Ви є тут

Нижегородская архитектура XX века как отражение российского и зарубежного зодчества

Автор: 
Орельская Ольга Владимировна
Тип роботи: 
Докторская
Рік: 
2009
Артикул:
295204
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ПРЕДЫСТОРИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ XX ВЕКА
1.1. Нижний Новгород на рубеже Х1Х-ХХ веков
1.2. Архитектура периода эклектики в Нижнем Новгороде конца XIX - начала XX веков
1.3. Рационалистические тенденции в архитектуре Нижнего Новгорода конца XIX века
1.4. Архитекгура эпохи модерна в Нижнем Новгороде рубежа
XIX- XX веков
1.5. Архитектура периода ретроспективизма в Нижнем Новгороде начала XX века
1.6. Сравнительный анализ стилевых . характеристик зарубежной, российской и нижегородской архитектуры на рубеже XIX - XX веков
Выводы но 1 главе Глава 2. НИЖЕГОРОДСКАЯ АРХИТЕКТУРА СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА 1920-1980-Х ГОДОВ
2.1. Нижний Новгород в советский период - 1920-1980-х годов
2.2. Архитектура эпохи советского авангарда 1920-1930-х годов в России
2.3 Архитектура эпохи советского авангарда 1920-1930-х годов в Нижнем Новгороде
2.4. Архитектура постконструктивизма и освоения классического наследия 1930-1950-х годов в Нижнем Новгороде(г.Г орьком)
2.5. Архитектура технологизма 1960-1970-х годов в г.Г орьком
2.6. Поиски художественной выразительности в архитектуре 1970-1980-х годов в г.Горьком
2.7. Сравнительный анализ стилевых характеристик зарубежной, российской и нижегородской (горьковской) архитектуры 1920-1980-х годов
Выводы по 2 главе Глава 3. НИЖЕГОРОДСКАЯ АРХИТЕКТУРА ПОСТСОВЕТСКОГО ПЕРИОДА КОНЦА XX ВЕКА
3.1. Нижний Новгород 1990-х годов
3.2. Историзм в архитектуре Нижнего Новгорода XX века
3.3. Постмодернизм в архитектуре Нижнего Новгорода 1990-х годов
3.4. Контекстуализм в архитектуре Нижнего Новгорода 1990-х годов
с.З
с.4
с.25 с.ЗЗ с. 62 с. 69 с.87
с. 94 с. 112
с.115 с. 123 с.128
с.142
с.174
с.181
с. 192 с.226
с.230
с.236
с.240
с.25 6
3.5. Неорегионализм и становление нижегородской региональной архитектурной школы конца XX в.
3.6. Сравнительный анализ стилевых характеристик зарубежной, российской и нижегородской архитектуры конца XX века
Выводы по 3 главе Глава 4. НИЖЕГОРОДСКАЯ АРХИТЕКТУРА НА РУБЕЖЕ ХХ-ХХ1 ВЕКОВ
4.1. Нижний Новгород на рубеже XX - XXI веков
4.2. Неомодернизм и неоконструктивизм в архитектуре Нижнего Новгорода на рубеже XX - XXI веков
4.3. Дсконструктивизм, хай-тек, и неопластицизм в нижегородской архитектуре на рубеже XX и XXI веков
4.4. Сравнительный анализ стилистических тенденций в развитии зарубежного, российского и нижегородского зодчества на рубеже XX - XXI веков
4.5. Полистилизм - характерная особенность нижегородской архитектуры XX - начала XXI века
4.6. Принципы и закономерности развития стилей в архитектуре XX века
Выводы по 4 главе Глава 5. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ФАКТОР
РАЗВИТИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ XX ВЕКА
5.1.Роль творческой личности в развитии архитектуры XX века
5.2.Роль столичных зодчих в развитии нижегородской архитектуры Х1Х-ХХ веков
5.3. Мастера нижегородской архитектуры Х1Х-ХХ веков
5.4. Лидеры нижегородской архитектурной школы рубежа
ХХ-ХХ1 веков
5.5. Вклад нижегородских зодчих в развитие отечественной архитектуры
Выводы но 5 главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ Библиографический список
Список архивных источников Приложения:
1.Список публикаций
2. Акты внедрения
3
с.262
с.277
с.289
с.290
с.294
с.307
с.319
с.331
с.339
с.348
с.350
с.357
с.367
с.384
с.398
с.404
с.406
с.411
с.428
с.432
с.458
57
квадратных ширинок и пояса, напоминающего аркатурный. Над окнами первого этажа имеются веерные замковые камни, а окна второго этажа полуциркульного очертания обрамляются валиком в виде архивольта. Глухой парапет расчленен вертикальными колонками и дополнен аттиками. Атгик со стороны улицы Варварской имел три арки с колоколами. Над этой крошечной звонницей имелась небольшая луковичная главка. Благодаря декору, образованному кирпичной кладкой, здание выглядит нарядным, выделяясь, среди окружающей его исторической застройки.
Среди культовых сооружений в «кирпичном» стиле выделялась своими массивными габаритами и нарядным декоративным убранством церковь Воскресения Христова ( арх. В.М.Лемке, 1900-е гг.) в районе Больших Оврагов. Ее можно отнести к уникальным сооружениям, где декор кирпичной кладки не только восходил к неорусскому стилю, но и к народному зодчеству: подзоры карнизов напоминали плетения кружев, а розетки дополнялись белыми крестиками, напоминающими четьтрехлепестковые цветы. Кокошники обрамляли нижний ярус колокольни.
Проект церкви Козьмы и Дамиана был выполнен архитектором Л.В.Далем (1890 г.). В градостроительном отношении она фиксировала изгиб ул. Рождественской и формировала Софроновскую площадь [ 288 ]. Ее можно считать специфическим примером в «кирпичном» стиле в сочетании с элементами неорусского. Своим динамичным силуэтом она формировала панораму Нижне-Волжской набережной. Центральный кубический объем церкви был обстроен более мелкими объемами со всех сторон. Украшением верхней части четверика была килевидная арка, ставшая обрамлением трехчастного окна. Шатровая кровля четверика завершалась одной главой, остальные четыре главы распололагались на углах церкви. С двух сторон от четырехъярусной колокольни высотой 35м, со стороны площади, имелись два крыльца в формах, характерных для русской архитектуры ХУЛ века, перекрытые шатрами, как и колокольня. Такое же крыльцо придавало симметрию фасаду по ул. Рождественской с востока. Именно крыльца
58
придавали наряжный и живописный характер сооружению. Ажурный декор кирпичной кладки обрамлял карнизы, напоминая народную вышивку.
Среди культовых сооружений в Нижнем Новгороде наиболее распространенным типом были характерные небольшие кирпичные часовенки. Например, часовня в честь иконы Оранской Божией Матери (арх. А.К. Никитин) при здании Общества хоругвеносцев строилась по типу: восьмерик на четверике и завершалась шатровым покрытием, у основания которого выросли два ряда кокошников. Здесь виден традиционный тип шатровой часовни, квадратной в плане. Она может быть отнесена к характерным для Нижнего Новгорода примерам таких строений. Многочисленные часовни по проектам местного епархиального архитектора А.К. Никитина, построенные в конце ХТХ века, выполнялись в кирпичном варианте. Их архитектура была навеяна древнерусскими образцами.
В 1896 году знаменательным событием для России и Нижнего Новгорода стало открытие Всероссийской промышленно-художественной выставки (ВПХВ). Своими достижениями она вызвала интерес и за рубежом [ 242 ]. Сооружения выставки (было построено 357 объектов, из них 162 выставочных павильона) представляли полную картину полистилизма в русской архитектуре конца XIX века. Это было отражением художественно-образной стороны русской архитектуры тех лет. Временный ансамбль явился эпицентром демонстрации архитектурных стилей России. Здесь преобладающими были павильоны, выполненные в эклектике и стилизаторстве ( в неорусском стиле ). Это было продолжением традиций предыдущих международных выставок, в частности Парижских выставок 1867, 1878 гг., где русские павильоны имитировали русские избы и терема с резьбой, узорами, башенками и крыльцами и пестрой раскраской. На выставке в Нижнем выделялись павильоны по проектам архитекторов И.П. Ропета и В.А. Гартмана, которые были выполнены из дерева и были обильно украшены резьбой (например, павильон Садоводства, плодоводства и огородничества).
I
5