3
3.1.41. Культовые здания и сооружения.....................................74
3.1.4.2. Общественные здания..............................................75
3.1.4.3. Жилые здания.....................................................76
3.1.5. Загородский коней...................................................78
3.1.51. Культовые здания и сооружения.....................................78
3.1.5 2 Общественные здания...............................................78
3.1.5.3. Жилые здания.....................................................80
3.1.6. Неревский конец.....................................................81
3.1.6.1. Культовые здания п сооружения....................................81
3.1.6.2. Общественные здания..............................................83
3.1.6.3. Жилые здания.....................................................84
3.2. «Ключевые» элементы информационною поля архитектуры исюрическою ядра........................................................................86
3.2.1. Детинец............................................................86
3.2.2. Славеиский конец...................................................88
3.2.3. Плотницкий конец...................................................89
3.2.4. Гончарский (Людин) конец...........................................91
3.2.5. Загородский конец..................................................93
3.2.6. Неревский конец....................................................94
Выводы...................................................................96
Заключение...............................................................98
Библиографический список использованной лтгерзтуры.........................100
Приложение 1. Рекомендации для проектировщиков.............................108
Приложение 2. Улицы Великою Новгорода, упоминаемые в данном
исследовании............................................................113
Приложение 3 Памятники архитектуры исторического ядра Великого
Новгорода...............................................................115
Графические материалы......................................................123
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.................................................................4
Гланя 1. Историко - культурный духовный каркас Великого
Новгорода ..................................................II
1.1. История образования Новгорода.......................................11
1.2. Дух места...........................................................20
1.3. Анализ клаузур на тему «Образ города»...............................24
1.4. Представления о городе (результаты анкетирования)...................25
Выводы..................................................................30
Глава 2 Роль знаковых зданий и сооружений в визуальном восприятии исторического ядра Великого Новгорода...................................33
2.1. Информационно - остетнческос содержание архитектурно
пространственной среды Детинца (кремля)..................................34
2.2. Анализ фасадов исторических улиц и выявление знаковых зданий и сооружений...............................................................37
2.2.1. Славенский конец.................................................37
2.2.2. Плотницкий конец.................................................41
2.2.3 Гончарский (Людин) конец......................................... 45
2.2.4 'Заюродский конец.................................................48
2.2.5 Нерер.скип конец..................................................49
Выводы.................................................................53
Глава 3. Информационное поле архитектуры исторического ядра Великого
Новгорода.......................................................55
3.1. Анализ знаковых зданий и сооружений ..............................56
3.1.1 Детинец...........................................................57
3.1.1.1. Культовые здания и сооружения.................................57
3.1.1.2. Фортификационные сооружения...................................59
3.1.1.3. Общественные здания и сооружения..............................60
3.1.2. Славенский конец.................................................63
3.1.2.1. Культовые здания и сооружения.................................63
3.1.2.2. Общественные здания...........................................66
3.1.2.3. Жилые здания..................................................67
3 1.3 Плотницкий конец..................................................69
3.1.3.1. Культовые здания и сооружения.................................69
3.1.3.2. Общественные здания...........................................71
3.1.3.3. Жилые здания..................................................72
3.1.4. Г бнчарский (Людин) конец........................................74
24
1.3. Анализ клаузур на тему «Образ города»
Предварительным этапом в исследовании информационного потенциала архитектуры Великого Новгорода, у нас было стремление получить первое впечатление, которое может возникнуть в памяти у каждого, знакомого с городом, при воспоминании о нём, или, с чем связан художественно -эстетический образ города у его жителей, коими являются и студенты нашего университета.
Предметом анализа предпочтений стали клаузуры студснтов-архитекторов, которые были проведены в рамках дисциплин: «Основы архитектурного проектирования» I курса - как клаузура «Первого дня», цель - выявить творческий потенциал студента-псрвокурсника; «Архитектурная композиция и анализ» III курса - цель: определить уровень знания студентами потенциала архитектуры города и умение проводить анализ; «Реклама, семиотика и архитектурный дизайн» V курса - выявить способность студентов мыслить на уровне знаков и символов.
Анализ клаузур дал следующие результаты (рис. 14): во многих клаузу рах прослеживается использование иконического языка в изображении памятников архитектуры и истории Великого Новгорода. Это даёт право говорить, что сложившееся мнение о художественно - эстетическом образе города на основе знаковых зданий Детинца и новгородских «святынь», безусловно, присутствует у студентов. Это, как правило, традиционный набор архитектурных образов, которые с самого детства студенты видели на страницах местных журналов, газет, буклетов, в телевизионных заставках, городской рекламе и того подобное (рис. 15).
Однако, в других работах уже можно наблюдать попытки использования архитектурных знаков и символов. Результатом таких поисков стали композиции, несущие информацию эмоционачьного восприятия архитектурной среды города Так, в некоторых клаузурах видно критическое отношение к современной застройке, которая изображается безликими кулисами. Этот
25
дискомфорт окружающей среды пытаются нарушить средствами трансформации коробок зданий, придавая им характер живых организмов, которые, изгибаясь, пытаются «подстроиться» под пластику памятников культовой архитектуры.
Мы приводим перечень архитектурных объектов и символов, с которыми у большей части студентов ассоциируется художественно - эстетический образ Великого Новгорода: Детинец, Софийский собор. Ярославово дворище и Торг. памятник «Тысячелетие России», входная арка в Детинец, кремлёвские башни и стена. аркада Гостиного двора, земляной вал Окольного города, звонница и часозвоня. Дом Советов, пешеходный мост, река Волхов, озеро Ильмень., купол, крест, колокол, арка и так дичее.
Таким образом, нет сомнения, что вышеперечисленные архитектурные объекты и их элементы информативны и формируют художественно -эстетический образ Великого Новгорода.
1.4. Представления о городе (результаты анкетирования)
Для уточнения концепции нашего исследования, нами было проведено интервьюирование горожан (по методике К. Линча) с целью знакомства с их представлениями о художественном образе города, о знании композиционной структуры Новгорода, что они считают символом города, какие улицы являются любимыми и почему. Нам хотелось выяснить, какие ассоциации возникают при упоминании о городе, так как «среда порождает сложный комплекс психических процессов, осознаваемых и неосознаваемых. Окружение вызывает активное отношение к себе, оно может быть любимым или рождать ненависть» [99, с. 6]
Особо нас интересовало насколько деление исторического ядра но концам символично для обывателей - с композиционной точки зрения, стилевого разнообразия, цветовых особенностей.
- Київ+380960830922