Ви є тут

Эстетическая организация архитектурной среды крупнейшего промышленного города (на примере Свердловска). Том 1

Автор: 
Корепина Татьяна Николаевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
1984
Артикул:
279127
179 грн
Додати в кошик

Вміст

(МЦ-А В Д Е Н О»
ВВЕДЕНИЕ.
I ГЛ. АРХИТЕКТУРНАЯ СРЕДА ГОРОДА КАК ЭСТЕТИЧЕСКАЯ
СИСТЕМА.
1.1. Понятие архитектурно-эстетической системы города, ее проявления и структурная модель.
1.2. Специфика эстетического формирования архитектурной среды крупнейших промышленных городов и ее конкретное воплощение в Свердловске.
Выводы по I главе.
П ГЛ. ОСОБЕННОСТИ АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДИ ГОРОДА СВЕРДЛОВСКА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ.
ПЛ. Сочетание промышленной архитектуры и селитебной застройки в Свердловске.
П.2. Отличительные черты центра Свердловска.
П.З. Историческое ццро Свердловска.
П.4. Взаимосвязь архитектурной среды Свердловска и природного ландшафта.
Выводы по П главе.
Ш ГЛ. ПУТИ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ШТИМИЗАЦИИ АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ КРУПНЕЙШЕГО ПРОМЫШЛЕННОГО ГОРОДА.
ШЛ. Восприятие архитектурной среды Свердловска и ее эстетическая оценка.
Ш.2. Эстетическая организация как путь к оптимизации архитектурной среды крупнейшего промышленного города.
Выводы по Ш главе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
БИБЛИОГРАФИЯ.
Приложения.
Список публикаций по теме.
стр.
- 3
- 9
- 28 - 46
- 48
- 62
- 74
- 88
- 99
- 102
- 119
- 132 134-140 1-Х1 ХП-ХУШ XIX
- 3 -
,У.ШАУ^
АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ объясняется необходимостью осмысления архитектурной среды социалистического города в качестве объекта эстетического освоения, что вызвано общественно санкционированной задачей - целенаправленной эстетизацией всей жизненной среды. Не случайно на ХХУ1 съезде КПСС было подчеркнуто, что все окружающее нас должно нести на себе печать красоты и хорошего вкуса, а градостроительство в целом нуждается в большей художественной выразительности и разнообразии /2Л,с.62-63/. Это положение стало программным в работе УП съезда архитекторов /4.37/. Кроме того, на июньском Пленуме 1983 года ЦК КПСС были обрисованы идеологически важные задачи советского искусства /2.2,с.19-20,35,76/, вставшие и перед архитекторами в аспекте эстетического совершенствования архитектурной среды городов. Четкая установка на создание полноценной во всех отношениях среды обитания советского человека обусловлена его духовным и культурным ростом, который определяет эстетические требования к окружающей архитектурной среде: она должна быть красивой, целостной, гармоничной, образно-выразительной, индивидуальной.
Исторический в основном стихийный рост крупнейших промышленных городов, негативные стороны градостроительной практики предшествующего рационалистического подхода к архитектуре оставили в наследство нарушение целостности городской среды, безликую монотонность застройки, образную невыявленность города, снижение положительного эмоционального воздействия среды на человека и другие конфликтные эстетические ситуации. Осознание недостатков в формировании городской среды,неудовлетворенность современного человека качествами складывающегося архитектурного окружения вызвали не только острую и принципиальную критику, но и привели к поискам практических путей решения возникшей в социа-
- 18 -
различных компонентов и элементов системы, способствующих эстетической организации среды; во-вторых, при сопоставлении модели с конкретной реальностью объяснить существующие и выявить возможные нежелательные явления в развитии архитектурной среды города Свердловска; в-третьих, на основе модели и архитектурнохудожественного анализа среды Свердловска разработать научнообоснованные пути и прогнозы эстетической организации городского пространства.
Итак, перейдем к построению модели.
Структурные составляющие художественной градостроительной формы /композиция, образ, облик/ определяют три подсистемы в эстетической системе среды города.
I подсистема эстетической системы - материально-пространственная основа среды, объединяющая необходимые компоненты для ее эстетической организации, которые воплощают содержание исторического крупнейшего промышленного города. Исходное положение: "...Всякому содержанию соответствует как бы одна оптимальная форма" /3.60,с.163/.
П подсистема - идейно-эмоциональная основа среды, объединяющая достаточные компоненты системы, которые выражают эстетические и художественные достоинства среды.
Ш подсистема - собственно художественная градостроительная форма в целом как носитель содержания города и показатель степени его эстетического освоения.
Рассмотрим последовательно каждую подсистему /лист 7/.
I - материально-пространственная основа /1.-1 уровень/.
Компоненты этой подсистемы визуально раскрывают содержательную индивидуальность среды крупнейшего промышленного города, заложенную в его структурно-функциональном построении.
Целостность пространственной структуры города определяется
- 19 -
I I
рациональностью его планировочной структуры /3,68,с.б/, согласованностью составляющих ее функциональных частей ; как элементов общей структурно-функциональной организации города /3.76,с.26/. Именно их закономерная пространственная взаимосвязь обеспечивает основы эстетической организации среды, а также гармонию градостроительной композиции /4.28,с.21/. В связи с этим в качестве первого компонента предлагается выделить на 2 уровне структурные градоформирующие комплексы /1.1/.
Их элементный состав на 3 уровне подсистемы определяется типологией города^, в нашем случае исторического крупнейшего промышленного, который обусловливает состав структурно-функциональных частей среды /промышленность, селитьба, центр, историческое ядро, рекреация/. Жизненные же процессы, протекающие в городе /повседневные - труд, быт; периодические - отдых; эпизодические - целенаправленные поездки в центр, экскурсии и т.д./ определяют восприятие взаимосвязи указанных частей. Учитывая это предлагается вьщелить следующие градоформирующие комплексы: промышленность-селитьба /1.1.1/, город-центр /1.1.2/, центр-истори-чеекое ядро /1.1.3/, природный ландшафт-рекреация /1.1.4/ -/лист 6, рис. 1/2.
Объемно-пространственное построение каждого структурного комплекса должно раскрывать его эстетическую специфику через композиционные элементы своеобразия /1.2 - 2 уровень/, характеризующие степень выявления индивидуальности содержания. Имеется в виду, что, скажем, промышленная зона отличается ярко выраженными
1.По Ю.П.Бочарову и 0.К.Кудрявцеву /3.15/: города в зависимости от их типологии /город науки, -курорт, -музей и т.д./ обладают характерным для своего профиля набором функциональных зон и
их планировочным построением.
2.При составлении модели подробное рассмотрение внутренних свойств составляющих ее элементов не обязательно, поэтому здесь и в дальнейшем ограничимся выявлением структурообразующих связей.