Ви є тут

Компьютерные средства и эволюция методологии архитектурного проектирования

Автор: 
Асанович Александр
Тип роботи: 
Докторская
Рік: 
2007
Артикул:
278714
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА I. МЕТОДИКА КАК СПОСОБ ПОДДЕРЖКИ 18
ПРОЕКТНОГО ПРОЦЕССА
1.1 Генезис и развитие проектирования 18
1.2 Методология проектирования 24
1.3 Структура процесса проектирования 33
1.4 Стратегии проектирования 38
1.5 Праксеологический анализ проектирования 43
1.6 Проектирование как эвристический алгоритм 46
1.7 Проектирование как действие 48
1.8 Методы поддержки проектирования 51
Выводы 57
ГЛАВА 2. ГРАФИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В ПРОЦЕССЕ 59
АРХИТЕКТУРНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
2.1 Архитектурное проектирование 59
2.1.1 Творческий аспект архитектурного проектирования 59
2.1.2 Структура процесса архитекту рного проектирования 62
2.2 Язык архитектурного проектирования 67
2.2.1 Архитектура и изображение 67
2.2.2 Рисунок - изобразительный язык архитектора 71
2.2.3 Макетирование как метод развития объемно- 81
пространственного мышления
2.3 Графические методы решения проектных проблем 86
2.3.1 Г рафические методы поиска формы 86
2.3.2 Графические методы решения функциональных задач 94
Выводы 99
ГЛАВА 3. СИСТЕМНЫЕ МЕТОДЫ В АРХИТЕКТУ PH ОМ 102
ПРОЕКТИРОВАНИИ
3.1 Общая теория систем 102
3.1.1 Возникновение и развитие общей теории систем 102
3.1.2 Система - определение понятия 105
107
115
115
118
121
124
124
129
136
140
143
144
149
152
152
154
161
162
165
168
170
173
173
177
з
Системный подход в проектировании
Системный подход в архитектурном проектировании
Архитектура как система
Системные методы архитектурного проектирования Развитие системных методов архитектурного проектирования
Примеры системных методов архитектурного проектирования
Системные методы решения функциональных задач Системные методы в процессе формообразования Системные методы поиска идеи
КОМПЬЮТЕРНЫЕ СРЕДСТВА В АРХИТЕКТУРНОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ
Место компьютерной технологии в архитектурном проектировании
Крупные системы комплектной автоматизации проектного процесса
Компьютерная поддержка разработки проектной документации
Предпосылки возникновения программ компьютерной поддержки архитектурного проектирования Компьютерные программы для разработки проектной документации
Компьютер как средство визуализации Фотореалистические визуализации и анимации Не фотореалистические визуализации и анимации Интерактивные цифровые пространства презентации Мультимедия
Компьютер как средство моделирования архитектурной формы
Объемное компьютерное моделирование 11араметрическое моделирование
37
неудовлетворительна - этапы ДЗ и Д4 повторяются до момента получения удовлетворительного результата. Это классический случай проектной последовательности - Синтез - Анализ - Оценка. (Гр. табл. 4)
Рассмотрение стадии проектного процесса было бы неполным без рассмотрения классификации этапов проектирования, предложенной Дж. Джонсом. [204] Он называет следующие три ступени: дивергенция, трансформация, конвергенция.
Дивергенция - это расширение границ проектной ситуации с целью обеспечения широкого и плодотворного пространства поиска решений. Дивергентный поиск характеризуется неустойчивостью цели и условий, неопределенностью и неустойчивостью границ, принятием во внимание всего, что связанно с решением задачи. За отправную точку проектирования принимается задание, полученное от заказчика, но одновременно допускается возможность его модификации. Главной задачей проектировщика является сознательное увеличение своей неуверенности, освобождение от прототипов, что в результате ведет к изменению стратегии мыслительной деятельности. Дж. Джонс отмечает, что работа на этой стадии включает в себя как логические, так и интуитивные действия. Подводя итоги, можно сказать, что дивергенция относится как к методам исследования проектных ситуаций, так и к методам поиска идеи. Цель дивергентного поиска заключается, во-первых, в перестройке и разрушении первоначального варианта проектного задания, а во-вторых, в выявлении тех аспектов ситуации, которые позволяют получить ценные и осуществимые изменения.
Трансформация - это стадия творчества, то есть стадия создания принципов и концепции. Согласно Дж. Джонсу для трансформации характерны следующие основные действия:
■ Создание концептуальной схемы, соответствующей результатам дивергентного поиска и достаточно точной для конвергенции к единому проекту.
■ Фиксация цели и границы задачи, а также выявление переменных и ограничений, а также вынесение оценочных суждений.
■ Расчленение задачи на подзадачи, которые могут решаться параллельно или последовательно.
38
Условиями успешной трансформации являются: свобода
изменения подцелей и быстрота оценки возможностей и последствий реализации данной последовательности подцелей.
Конвергенция основывается на сокращении поля возможных вариантов до единственного избранного проекта. Эта стадия наступает тогда, когда задача определена, найдены переменные и установлены цели. Одним из важнейших явлений в процессе конвергенции является то, что некоторые подзадачи неожиданно для проектировщика приобретают особую важность и не могут быть решены без изменения ранее принятых решений. Это ведет к цикличности процесса. Для осуществления конвергенции возможны две диаметрально противоречивые стратегии: "от внешнего к внутреннему” и "от внутреннего к внешнему". В первой проектировщик, исходя из внешнего вида здания, определяет плакировку помещений, а во второй - на основе планировки принимает решение о внешнем виде здания.
1.4 Стратегии проектирования
Дедукция и индукция
Для рассмотрения стратегии проектирования уместным будет вернуться к вопросу из раздела 1.2 - "Что такое проектирование?" и привести еще одно определение процесса проектирования, в котором одновременно дается обзор главных действий, предпринимаемых проектировщиком в проектном процессе. Т. Котарбински пишет: "Итак, кто проектирует, тот воображает себе то или другое; думает (не судит, не утверждает с убеждением, только думает так, как когда, например, понимает чужую лекцию, хотя не имеет по данному вопросу убеждения), что будет так и так, потом, думает опять, что будет иначе; обосновывает, что если сделать гак, то будет так и так, а если так - то опять иначе; оценивает, как в таком или таком случае будет хорошо или плохо, и с какой точки зрения, и в какой степени, и в котором случае будет лучше; наконец - выбирает, т.е. решает поступить так и так, а не так или так для достижения именно данной цели". [214, с. 355]
Можно сказать, что проектирование - эго процедура разработки проблем. Главным аспектом так понимаемого проектирования является преобразование исходных данных (информации о потребностях) в проектную документацию, соответствующую цели проектирования.