Ви є тут

К пониманию архитектурной формы

Автор: 
Раппапорт Александр Гербертович
Тип роботи: 
Докторская
Рік: 
2002
Артикул:
270299
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 5
Глава 1.
ПРОБЛЕМА МЫШЛЕНИЯ В АРХИТЕКТУРЕ
Архитектурная мысль в культурно-историческом контексте 10
Подходы к изучению архитектурного мышления 13
Методологические принципы исследования мышления 18
К логике понимания архитектурной формы 22
Категория и понятие 22
Иконическое и вербальное описание 26
К истории категории 28
Глава 2.
КАТЕГОРИАЛЬНАЯ ПАРАДИГМА АРХИТЕКТУРНОЙ ФОРМЫ
Принципы построения парадигмы 30
Морфология архитектурной формы 30
Символика архитектурной формы 32
Феноменология архитектурной формы 32
Глава 3
КОНЦЕПЦИИ АРХИТЕКТУРНОЙ ФОРМЫ И ФОРМООБРАЗОВАНИЯ
Гистематизация концепций 36
Морфологические концепции 37
Гимволические концепции 39
Феноменологические концепции 47
Глава 4
ШАЛИЗ И СИНТЕЗ АРХИТЕКТУРНОЙ ФОРМЫ
Толнота и бедность архитектурных форм 50
Концепции факторного анализа и синтеза 51
Концепции системного проектирования 52
Кристофер Александер. От «синтеза формы» к форме синтеза 54
Зропедевтические концепции 56
Метафора и синтез архитектурных форм 57
Зт метафоры к мифу 60
Глава 5
АРХИТЕКТУРНАЯ ФОРМА И МИФ
Проблематизация 66
Мифология, мода и идеология 67
Мифология и профессиональная культура 71
К истории мифологических представлений в архитектуре 71
В поисках канвы архитектурной мифологии 79
Субстанциальность архитектурных форм 85
Архитектурная форма и система ордера в архитектуре 87
Г лава 6
ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ АРХИТЕКТУРЫ
Постижение архитектурных мифов 91
К истории понимания сущности архитектуры 94
Сущность архитектуры в концепциях XX века 98
Проектирование и архитектура 105
Искусство и архитектура 108
Среда и архитектура 111
Архитектура и граница 114
Архитектура и ландшафт 117
Архитектура и человек 120
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 126
Список использованной литературы
Список опубликованных работ по теме диссертации
133
138
14
отрефлектированным. До сих пор оно обычно понимается как некий синоним «размышления», в которое включено воображение, принятие решений, вынесение суждений архитектором, решающим ту или иную конкретную функциональную или композиционную задачу. То, что мышление есть всеобщая, как и язык, форма человеческой деятельности, имеющая свою собственную, исторически изменяющуюся логику, редко принимается во внимание.3 Даже признанные теоретики архитектуры предпочитают теоретическому моделированию историкокритический комментарий.4
Быть может именно отсутствие опыта логического исследования профессионального мышления и привело к тому, что вербальные формы мысли стало принято недооценивать и противопоставлять им в качестве главного, а порой и единственного, - мышление образами. Часто приходится слышать, что архитектор мыслит не понятиями, а пространством и объемами, формами и композициями, то есть материалом и следами его мысли является сама архитектура - проекты или постройки. При этом упускают из вида, что появлению на свет проектов и построек предшествуют замыслы, внутренняя критика вариантов, обсуждение и выбор решений и многое другое, что в готовой постройке уже скрыто. Если ограничиться анализом сооружений или проектов, то едва ли удастся отличить подлинник от копии 5
Конечно, нет ни малейшего сомнения в том, что архитектор решает мыслительные задачи, связанные с объемами, пространствами и формами, что визуальные и тактильные образы и представления играют в архитектурном мышлении роль, не меньшую, чем
3 Исключение составляют работы историков архитектуры античности и Ренессанса (Витгковср Р., Тафури М.. Зубов В, Габричевский А., Михайлов Б ), но в них. естественно рассматривались не столько логические, сколько исторические формы мышления.
1 Гак Иконников A.B., рассматривающий в своей монографии отношении между формой и функцией, пишет перечисляя ратные виды зависимости формы функции, конструкции и символики «...все это вносит в отношения функции и формы сложную диалсктичиость. которую, впрочем, нецелесообразно сводить к неким обобщенным определениям. Она лучше всего раскрывается анализом исторических путей зодчества, дополняемым анализами конкретных примеров архитектурной мысли и сс реализации» Иконников А. Функция, форма, образ в архитектуре. М. 1985 с. 13 Конечно, обилие исторических примеров и конкретных анализов делает текст живым и увлекательным. Но задача данного доклада обсуждение архитектурного мышления с методологической дистанции и под таким углом зрения, когда отдельные произведения и формы нератличимы, зато видны некоторые тенденции развития профессионального мышления в иелом. которые на отдельных примерах продемонстрировать невозможно.
S Нередко в рассуждениях об архитектурном творчестве встречаются ссылки на интуицию, которая противопоставляется мышлению. Однако интуиция в равной степени присуща любому виду творчества. Из того, что подсказывает человеку интуиция, только то принимается мышлением, что не противоречит ясным мыслительным представлениям. Конечно, отрицать интуицию в творческом мышлении - то же самое, что скажем, отрицать талант или опыт, но невозможно заменить понимание логики профессионального мышления ссылками па интуицию и опыт.
15
вербальные понятия и категории. Но языка, с помощью которого могла бы рефлектироваться архитектурная мысль как таковая, мы пока что не имеем. То, что мы имеем, - это, как правило, перевод средств невербального мышления в вербальные формы. Возможно, что в будущем невербальные формы мышления будут освоены логикой и философией6. Но и в этом случае едва ли можно будет утверждать, что мышление ограничится таким визуально-пространственным языком. Вербальный компонент архитектурного мышления остается существенным. Ведь, говоря о мышлении пространством, объемами, линиями или цветом и светом, мы понимаем эти категории в двух смыслах. С одной стороны - это категории, обозначающие некоторые среды воображения, в которых архитектурное мышление свободно трансформирует и изобретает формы и конфигурации. Так, пространство - это то, в чем находятся все так называемые пространственные формы. С другой стороны мыслить пространством, линией, светом - значит формировать некоторые определенные структуры в этих средах. Но для того, чтобы зафиксировать эти структуры, мышление с необходимостью должно давать им имена, обозначать их. Эти имена входят в слои вербального мышления не только потому, что такова техническая необходимость их фиксации. Если внимательнее приглядеться к возникновению этих образов и форм, то можно заметить, что именованность присуща им с самого начала их формирования. Именно здесь мы можем говорить о генетике образов и форм, в частности о метафорах, а также разного рода уподоблениях и расподоблениях, которые совершаются с образами при опоре на язык слов.
В архитектурном мышлении, если взглянуть на весь его исторический опыт, неуклонно растет роль вербального мышления и, соответственно, разного рода текстов - от первых трактатов античности до необъятного моря архитектурной литературы наших дней, в чем можно видеть процесс «интеллектуализации» архитектуры, ее исторического превращения из ремесла в профессию,
" Возможно, что архитектурные формы и составляют единицы тахого языка, но вопрос о возможности чисто визуального, перцептивного, лишенного понятий мышления и границах его существования практически еще не поставлен.