Содержание.
стр.
Введение_________________________________________________________________ 3
I Глава Пассаж как тип общественно-торг ового
сооружения________________________________ _ 8
1. Понятие пассажа, его характеристики 8
2. Влияние иных близких типов зданий на происхождение пассажа _____________________________________________________1 ^
3. Пассаж в контексте новых общественных и торговых сооружений XIX века 26
II Глава Пассаж в европейской практике строительства__________________33
1. Причины появления и эволюции пассажа - • 33
2. История возникновения и развития пассажа как типа архитектурного сооружения в Европе_______________________________38
III Глава Пассажи Москвы 56
1. Торговые сооружения Москвы
к середине X1X века 56
а.) Гостиный двор __________________________________________57
б.) Торговые ряды___________________________________________60
2. Основные предпосылки появления пассажей
в Москве ________________________________________________ 62
3. Появление и развитие пассажа как типа
архитектурного сооружения в Москве________________________67
1.) Галерея кн. М. Н. Голицына__________________________ 67
2.) Солодовниковский пассаж_______________________________69
3.) Александровский пассаж________________________________ 71
4.) Джамгаровский пассаж__________________________________72
5.) Лубянский пассаж______________________________________75
6.) Тверской пассаж_______________________________________77
7.) Верхние Торговые ряды_________________________________80
8.) Петровский пассаж 88
9.) Голофтеевский пассаж _________________________94
IV Глава Структурно-композиционный анализ пассажей.
Типы пассажей 101
1. Классификация пассажей___________________________________102
2. Объективные условия существования пассажей________________112
Заключение 116
Библиография
120
сформировали предпосылки к появлению нового интереса к «Восточному вопросу» и к культурной истории восточных стран.
Многочисленные литературные источники свидетельствуют о важной роли, которую сыграла восточная архитектура, в том числе базары, на появление новой архитектуры в Европе. «В 1784 году появились опубликованные письма с востока леди Монтегю, в 1815-1817 годах были изданы «Путешествия по Константинополю» Шарля Пертасье. в 1798-1799 годах были опубликованы три книги Соннини о путешествиях по Египту, в 1819 году в Париже появилась работа Форбинса «Путешествия по Востоку», в 1824-1840 годах Косте создал свои замечательные книги об арабской архитектуре Каира и Исфагана. Это лишь незначительная часть такого списка, он может быть продолжен до бесконечности»(74. с. 4-5].
«Пассаж дю Кор» /название одного из первых парижских пассажей/ построен в 1799 году. Это было несомненно влиянием архитектуры Египта, которое распространилось во Франции в период компании Наполеона. Из Египта во Францию были привезены обелиски и установлены на площадях Парижа. Шарль Персье и Пьер Фонтэн проектировали интерьеры с египетскими мотивами. «Название «базар» обычно стало использоваться для рынков, мест розничной торговли, универсальных магазинов и всемирных выставок»[74. с.5].
Однако сам «базар»- это вполне конкретный тип архитектурного
сооружения. Базар всегда являлся непосредственной частью системы городских
улиц - он открыт не только пешеходам, как пассаж, но и транспорту.
Другая специфическая черта базара - это открытые стенды магазинов, которые никогда не встречаются в пассаже, где магазины всегда закрыты стеклянными витри-нами и дверями, объединенными по общему фронту в сплошные торговые линии. Следующим важным отличием базара от пассажа было четкое подразделение всего пространства в соответствии с торговлей и ремесленными груп-пами на отдельные небольшие базары такие как. например, базар ковров, базар посуды, ювелирный базар. Подобное строгое деление всего пространства пассажа на отдельные зоны по роду торговли отсутствует.
Базар - центр розничной торговли, в идеале всегда располагался рядом с
местами остановок караванов. Это единственное место в арабском городе, где
происходит торговля. Базар - сооружение или комплекс сооружений, проходы которых всегда имели верхнее освещение.
«В XVIII веке на Востоке и в южных государствах существовали базары следующих типов:
1. Базар в форме неправильной улицы, по двум сторонам которой располагались киоски, палатки, магазины. Зашита от солнца была гарантирована временными деревянными конструкциями, покрытыми соломенными матами. Некоторые базары такого типа имели более совершенные конструкции покрытия - цилиндрический свод с небольшими проемами, обеспечивавшими боковое или верхнее освещение базаров.
2. Базары, состоящие из двух или более пересекающихся улиц, главная точка пересечения которых иногда имела покрытие в виде купола, а в центре располагался фонтан. Пример: Великий Базар в Стамбуле, построенный Мехметом II в 1461 году.
3. Базары, имеющие планировочную структуру в виде системы регулярных проходов, этот тип похож на рыночный холл. Пример: Медиан-и-Шах в Исфагане (1585- 1629 гг.)
4. Базары, которые занимают полностью целый район города. Их территория разделена на открытые и закрытые улицы - базары. Пример: базар в Бухаре»[74, с.6].
Восточные базары произвели большое впечатление на путешественников из Европы и оказали большое влияние на появление пассажа как типа архитектурного сооружения. В своих письмах с Востока леди Монтегю описывает многочисленные базары Стамбула: «Базары - это роскошные, великолепные здания, заполненные красивыми перекрытыми пассажами, многие из которых покоятся на опорах. Все они хорошо сохранились. Каждое торговое дело имеет свой собственный холл, где торговля производится ПО определенному правилу, как и в Нью Эксчейндж в Лондоне. Магазины ювелирных украшений представляют гак много сокровищ и такое изобилие алмазов и драгоценных камней, что можно практически ослепнуть... Холл украшений из вышивок также великолепен. Посетители приходят сюда и для того, чтобы развлечься, и для того чтобы сделать покупки.»[79, с. 192]
- Київ+380960830922