Ви є тут

Аспекты психического воздействия геометрии формы пространства интерьера на жизнедеятельность человека

Автор: 
Бурдина Наталия Александровна
Тип роботи: 
Дис. канд. архитектуры
Рік: 
2004
Артикул:
184363
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
2
Введение...................................................................3
Глава 1. Анализ исследований в области воздействия формы на человека 14
1.1 Круг и квадрат........................................................14
1.2 Точка и треугольник...................................................29
1.3 Теоретический анализ взаимосвязей выявленных контекстов значений фигур круга, квадрата, треугольника и точки...........................37
Глава 2. Выявление тенденций и закономерностей влияния архитектурнопространственных форм на жизнедеятельность человека. Экспериментальная часть.....................................................................74
2.1 Методика экспериментального исследования..............................75
2.2 Методологическая база. Обоснование методики...........................89
2.3 Проявление внутреннего мира человека под воздействием на него архитектурно-пространственных интерьерных форм............................98
2.4 Выявление взаимосвязи между геометрическими характеристиками архитектурно-пространственной интерьерной формы и жизнедеятельностью человека.................................................................111
Заключение..............................................................144
Библиография............................................................155
V
3
Введение
Актуальность исследования и степень научной разработанности проблемы
Архитектура, представляя собой всеобъемлющий феномен человеческого бытия, включена во все сферы жизни и может рассматриваться как система постоянного обмена информацией между человеком и созданной им искусственной средой.
Архитектурное окружение служит частью динамического целого, формирующего всю нашу жизнь. Оно влияет на человека в немалой степени и бессознательно, независимо от его желания. “Среда, организованная архитектурой, ненавязчиво, но постоянно воздействует на эмоции, сознание и поведение человека” [42, с. 7].
Исследователь экологической психологии М. Черноушек так пишет об актуальности проблемы исследования влияния архитектурно-пространственной среды на человека: “В то время как физическое, химическое и биологическое влияние окружающей среды на человека сравнительно хорошо изучено и зафиксировано, о психологическом влиянии среды на ее создателя - человека мы знаем значительно меньше. Тем не менее, психологическое влияние на человека созданной им среды является очень значительным. Мы часто его даже не сознаем. В перспективе это представляется ключевой проблемой всей экологии...” [97, с. 35]. “В связи с этим” - говорит он - “необходимо более глубокое осмысление собственной реакции и интерпретации своего отношения к среде... Только в этом случае человек может сознательно и ответственно изменять эту обширную сеть взаимных отношений между ним и средой в свою пользу” [97, с. 35].
В настоящее время мы видим чаще негативное влияние архитектуры на эмоциональную жизнь человека. Стремление заказчиков архитектурных объектов к упрощению формы, к ее удешевлению как постройки, приводят к общему упадку архитектуры как духовной среды. “Сетования современного
пирамиды выполняли двойную функцию — они были храмами богов и одновременно гробницами властителей.
В целом же гора, холм, вершина горы связаны с идеей медитации, духовного возвышения. Священные горы уже во многом стали символами божественной силы, и нашли свое отображение в эпосе - гора Фудзияма, Синай, Олимп, Арарат и др. Желание человека приблизиться к божеству, посетить святые места привело к массовому паломничеству на вершины этих гор. Например, в Японии на вершину горы Фудзияма ежегодно поднимаются около 200 тыс. паломников. Паломничество к священным горам символизировало постепенное, по мере восхождения, освобождение от повседневности, духовное вознесение. Горные вершины как бы возвышаются над повседневностью, их вершины выше, ближе к небу, а, следовательно, она может представляться местом обитания богов. Многие храмы ставили именно на возвышенности, на горе, например, храм Тоту - к западу от Фив, храмы на вершине искусственно созданной ступенчатой горы у племени майя и т.д. Во времена Древней Руси было принято ставить на возвышенности идолы богов. Гора часто выступает в качестве интерпретации мирового древа, мировой оси. Верхняя часть горы связывается с божественными персонажами, внутренняя же часть горы по поверьям разных народов заселяет нечистая сила: по польским -злые духи, стерегущие клады, демон, по русским - проклятые люди и т.д., вход в нее нередко связывается с подземным проходом в царство мертвых.
Храмы богов в форме горы чаще всего имели соответствие с геометрией формы пирамиды. Ее символика, однако, имеет некоторое противоречие. Полая пирамида изнутри как интерьер чаще всего представляется усыпальницей, тогда как наружная ее часть соотносится с идеей восхождения, просветления, трактовкой - путь к богам. Можно рассматривать пирамиду как синтез разных форм: квадрат основания - символ земли; вершина - символика центра; плоскости, ограничивающие форму, треугольники - символика огня, тройной принцип творения. Поэтому пирамида может рассматриваться как символ всего процесса творения в трех его основных направлениях.
Говоря о числе три в символике пирамиды, символах треугольника, как принципа творения, когда из двух противоположных начал (символика числа два) рождается нечто третье, более совершенное, мы не можем не сказать о научных исканиях Зигмунда Фрейда, множество исследований которого было посвящено области сексуального.
Зигмундом Фрейдом в XIX веке была разработана психоаналитическая теория личности, основано учение о психоанализе. Сам Фрейд говорил о нем как об универсальной методике изучения бессознательного во всех его видах. Фрейд был убежден, что поведение человека в большей степени обосновывается влиянием на него подсознательных процессов. Рассуждая о бессознательном, он ищет основные порывы, внутренние неосознанные зовы личности человека к чему-либо.
3. Фрейд в своих размышлениях высказывал мысль о том, что “жизненное счастье ищется преимущественно в наслаждении прекрасным” [92, с. ]. Рассуждая о природе прекрасного, он пишет о взаимосвязи сексуального и прекрасного - “Установленным кажется лишь происхождение прекрасного из сферы сексуальных ощущений” [92, с. ], ““прекрасное и возбуждающее” первоначально это свойства сексуального объекта. ... характер же прекрасного как будто связан с известными вторичными признаками” [92, с. ]. Также Фрейд говорит о принципе разрядки напряжения - “Немедленная разрядка напряжения получила название принцип удовольствия” [92, с. ]. В своих трудах Фрейд рассматривает окружение сквозь призму символов - дома с совершенно гладкими стенами изображают мужчин, балконы и ниши - женщин и т.д., “Лестница всякого рода или подъем по ней - несомненный символ полового акта” [91, с. ].
Таким образом, теория 3. Фрейда, соотносится с предположением, что принцип комфортности человека внутри какого-либо пространства должен основываться на принципе восхождения, накапливания внутреннего напряжения и разрядке в пиковой верхней фиксированной точке пространства -