Ви є тут

Исторический анализ архитектуры отечественных заводов черной металлургии : середины 20-х - начала 40-х годов XX века

Автор: 
Жуковский Андрей Андреевич
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
1991
Артикул:
279267
179 грн
Додати в кошик

Вміст

4
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.
Введение ............................................................ 4
Глава I. ПРЕДПОСЫЛКИ, УСЛОВИЯ И ВЕДУЩИЕ ПРИНЦИПЫ НОРМИРОВАНИЯ АРХИТЕКТУРЫ ЗАВОДОВ ЧЕРНОЙ МЕТАЛЛУРГИИ, СЛОЖИВШИЕСЯ К ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XX века............................................ 8
1.1. Европейские и американские традиции в архитектурных решениях цехоЕ заводов черной металлургии .................... 10
1.2. Планировочные структуры отечественных и зарубежных заводов черной металлургии................................... 27
1.3. Традиции и идеи в формировании градостроительных
образований заводов черной металлургии ................. 34
Выводы................................................... 38
Глава П. НОРМИРОВАНИЕ АРХИТЕКТУРЫ ОСНОВНЫХ ЦЕХОВ ЗАВОДОВ ЧЕРНОЙ МЕТАЛЛУРГИИ НА ОСНОВЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ЗОДЧЕСТВА, СОЦИАЛЬНЫХ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ, ОСОБЕННОСТЕЙ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ СТРОИТЕЛЬСТВА В СЕРЕДИНЕ 20-х - НАЧАЛЕ 40-х годов .. 43 ПЛ. Эволюция объемно-планировочных решений доменного
цеха..................................................... 43
П.І.І. Вариативный поиск оптимального решения е процессе разработки и сравнительного анализа проектов Уральского отделения Гипромеза, Центрального Гипромеза и фирмы
" Фрейн” .......................................... 43
П. 1.2. Доменный цех - продукт серийного производства, первый типовой проект (композиционное единство простых геометрических форм) ........... 58
г.
Стр.
П.1.3. Развитие типовых решений, использование мотивов классической архитектуры (контрастное
противопоставление форм) ........................ 69
П. 1.4. Типовая схема - основа для проектирования . 78
П.2. Архитектура мартеновских и прокатных цехов - проектирование и сооружение крупногабаритных производственных зданий............................................... 82
П.2.1. Эскизное проектирование, поиски оптимального решения (варианты Уральского отделения Гип-ромеза, Центрального Гипромеза и фдрмы
"Фрейн”) ........................................ 82
П.2.2. Объемно-пространстЕенное решение цехОЕ в условиях внедрения типового проектирования .. 109
П.2.3. Поиск рациональных методов проектирования, адаптация в архитектурных ранениях зданий цехоЕ декоративных элементов классической
архитектуры..................................... 121
П.2.4. Индивидуальное проектирование на основе
индустриальных методов.......................... 132
Выводы.......................................... 135
Глава Ш. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ, КОМПОЗИЦИОННЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ - ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ГЕНЕРАЛЬНЫХ ПЛАНОВ
ЗАВОДОВ ЧЕРНОЙ МЕТАЛЛУРГИИ............................... 147
Ш.1. Выявление оптимальной схемы генерального плана завода черной металлургии (эскизные проекты
Гипромеза и фирмы "Фрейн”) ......................... 147
Ш.2. Идея создания типового генерального плана завода,
разработка первой типовой схемы......................... 155
32
Какош отличительные черты объемного решения предприятий этого периода? Для американских заЕодов в большинстве случаев характерна неупорядоченность объемного решения, это связано, с одной стороны, с определенными принципами машинного века -бездуховностью промышленной архитектуры США, а с другой, жестким подчинением диктату экономики, технологии.
Так, к специфическим особенностям генерального плана американских предприятий относится применение крайне уплотненной застройки вследстЕие значительной стоимости земли в ряде районов. Возможность такой застройки обусловливается минимальными нормами противопожарных разрывов, малыми радиусами кривых на железных дорогах и применением е очень широких пределах автотранспорта для внешних и внутренних перевозок [5] .
В отличие от США. в России сложились глубокие традиции промышленной архитектуры и это целиком относится к объемно-планиро-еочному решению комплекса заЕОда. Данные традищи активно развивались е начале XIX века, когда главными механиками металлургических заЕодоЕ Урала назначались архитекторы с академическим образованием.
Объемно-планироЕОчное решение заЕОда строилось в соответствии с принципами, принятыми в градостроительстве данного периода.
Так, в конце XIX веке на вноеь строящихся загодах при сохранении элементов традиционной уральской схемы утрачиваются композиционные принципы, присущие классицизму, и уступают место приемам характерным модерну. Примером такого решения может служить Надеж-динский завод, где при планировочной упорядоченности здания це-хое, являясь относительно независимыми композиционными объектами, "омываемыми" пространством, в тоже время образуют единый объемно-пространственный комплекс завода, что присуще архитектурной си-
33
стеме модерна, где ”... стремление к свободному размещению зданий, в пространстве и организации его путем непосредственного Езаимо-дейстЕИя объемов. По существу, это прием ритмической композиции. Подобно тому как восприятие отдельных сооружений модерна как бы складывается из множества картин, последовательно сменяющих одна другую по мере движения в пространстве, так и архитектурность пространства создает взаимодействие построек друг с другом и окружающим пространством, их расположение, группировка масс, выглядящих по-разному с разных точек зрения и по-разному взаимодействующих с окружением" [95, с.259] .
Концепции архитекторов-практйкоБ Есегда подпитывались теоретиками, так, задолго до реализации на советских заводах,У.Моррисом во второй половине XIX века, в развитии идеи города-сада, высказывается пожелание создать и заводы-сады "... чтобы промышленные корпуса, опрятные и красивые, размещались в большом парке ..." и чтобы "... завод будущего..." был "... просторным, сознательно скомпонованным архитектурно-градостроительным ансамблем" [55, с.58].
В структуре завода У.Моррис видит и объекты соцкультбыта, среди которых он называет столовую, библиотеку, школу, помещения для науки, учебы и развлечений. И эти идеи гуманизации производства, присущие реформаторской интеллигенции ХН века, частично начинают реализовываться в конце XIX - начале XX Еека.
На заводах дореволюционной России не стремились создавать объекты культурно-бытового назначения. Это было связано с наличием огромного резерва дешевой рабочей силы. Из объектов культурно-бытового назначения на некоторых заводах строились столовые. Если предприниматель был заинтересован в максимально коротком обеденном перерыве, то при заводах размешали потребитель-