Ви є тут

Архитектура храмов Пензенской губернии в XVIII - первой половине XIX вв.

Автор: 
Оя Яна Викторовна
Тип роботи: 
диссертация кандидата архитектуры
Рік: 
2000
Кількість сторінок: 
187
Артикул:
1000237786
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ............................................................3
Глава I АРХИТЕКТУРНО - СТРОИТЕЛЬНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПЕНЗЕНСКОЙ ГУБЕРНИИ
В XVIII - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА..........................16
Глава 11 АРХИТЕКТУРА ХРАМОВ ПЕНЗЕНСКОЙ ГУБЕРНИИ
В XVIII - ПЕРВОМ ДЕСЯТИЛЕТИИ XIX ВЕКА.......................42
Становление барокко (начало XVIII века - 1770-е годы).......44
Появление влияния классицизма (1770-е - начало XIX века)....58
Выводы по главе ...........................................86
Глава III АРХИТЕКТУРА ХРАМОВ ПЕНЗЕНСКОЙ ГУБЕРНИИ
В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА (до 1860-х годов)................92
Накопление новых стилистических черт классицизма (1800 - 1810-е годы)..95 Период активного освоения
новых архитектурных типов (первое десятилетие XIX века)...95
Период постепенного накопления стилистических черт классицизма (1810-е годы)....109
Расцвет классицизма (1820-е годы)..........................122
Упадок классицизма (1830 - 1860-е годы)....................133
Выводы по главе............................................139
ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................146
ПРИМЕЧАНИЯ........................................................150
БИБЛИОГРАФИЯ......................................................174
АРХИВНЫЕ ИСТОЧНИКИ................................................181
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ.................................................183
ПЕРЕЧЕНЬ ПАМЯТНИКОВ АРХИТЕКТУРЫ...................................184
3
ВВЕДЕНИЕ
Для современного архитектуроведения все больший интерес представляет архитектурное наследие российской провинции, бывшее до середины 1970-х годов на периферии профессионального сознания. До этого времени круг исследований замыкался в основном на ярких и эстетически совершенных столичных произведениях, творениях прославленных зодчих. Провинциальные постройки оставались в тени. Но здания-шедевры, достаточно хорошо исследованные в наше время, не могут дать исчерпывающих сведений об общем характере современной им русской архитектуры. Без тщательного изучения провинциального зодчества картина окажется неполной.
Для архитектурной практики изучение местного зодчества приобрело в наше время особую ценность. Во-первых, результаты исследований служат основным материалом при развернувшемся крупномасштабном восстановлении памятников архитектуры. Во-вторых, недостаточные эмоциональность, смысловая содержательность, образная насыщенность складывающейся городской среды центральных районов России вызывают потребность ее реконструкции с учетом особенностей исторического контекста.
Архитектура Пензенской губернии XVIII - первой половины XIX века не являлась еще предметом специального исследования, хотя для Пензенской губернии этот строительный период является наиболее значимым - именно в это время проводилась широкомасштабная застройка, формировался облик губернии. Стилистически этот период связан в губернии со становлением и развитием архитектурных стилей барокко и классицизма.
В силу того, что сохранившиеся памятники относятся почти исключительно к области культового зодчества, именно в этой области
22
и не обнаруживает руки одного зодчего (Симбухово Лун. района 1779, Симбухово Мокги. района 1793, Уварово 1793, Богородское 1793,начал истроиться колокольни Наровчатского Сканова 1792 и Пензенского Спасо-Преображенского монастырей).
Выявление в дальнейшем характера творческого почерка зодчего может составить предмет достаточно объемного исследования, результаты которого помогут атрибутировать не одну постройку, расположенную на «бескрайней» территории, находившейся когда-то в ведении Нижегородского наместничества.
Можно сказать, что с возведением архитектором Ананьиным корпусов присутственных мест началась застройка в соответствии с новым генеральным планом центральной площади Пензы, разместившейся на месте старой крепости (корпуса присутственных мест отметили ее западную границу).
В 1784-1788 году28 в северо-западной части площади, напротив присутственных мест, был построен дом для губернатора (ныне Советская пл., I). До упразднения Пензенской губернии он служил резиденцией пензенских губернаторов, а затем, в 1799 году, был занят епископом Саратовским и Пензенским Гаийем. Вплоть до революции 1917 года здесь размещались главы православной епархии, поэтому сегодня дом называется Архиерейским. До настоящего времени основной объем здания сохранился в первоначальном виде, только во второй половине XIX века по сторонам от него в духе эклектики были построены двухэтажные корпуса29. Четкий объем, пропорции и утонченные элементы декора здания привлекают взгляд. Чувствуется легкая рука профессионала. Сведений об архитекторе, выполнившем проект, найдено не было30. Однако известна интересная деталь. О готовности здания первый пензенский губернатор И.А. Ступишин сообщает в письме князю А.Б. Куракину31. Последний не только «обладал тонким вкусом в
23
19
архитектуре» , но и был владельцем усадьбы Надеждино (построенной в 1780-1790 годах в Саратовской губернии, а ныне находящейся на территории Пензенской области) - одного из наиболее притягательных центров пензенского и саратовского дворянства. Возможно, что Куракин мог посоветовать Ступишину того или иного столичного архитектора. Во всяком случае, благодаря исследованиям И.К. Ежовой33 известно, что при строительстве усадьбы Надеждино Куракин, как предполагается, обращался к Баженову34, а затем к Кваренги, по проекту которого усадьба и была впоследствии построена.
В архитектуре самого Архиерейского дома обращают на себя внимание как минимум две детали. Первая, то, что очень профессионально было подобрано место строительства - вершина горы. Как известно, этот прием был довольно распространен в период классицизма, но в архитектурном наследии Пензенской губернии он встречается впервые и, пожалуй, только здесь, что и привлекает к нему повышенное внимание. В результате сразу проводится аналогия либо с домом Пашкова, расположившемся на вершине Ваганьковского холма в Москве, либо с усадебным дворцом того же саратовского Надеждина. Вторая деталь - встреченный среди архитектурного наследия губернии только здесь и имеющий, можно сказать, утонченные пропорции портик с колоннами коринфского ордера.
Рядом с Архиерейским домом в 1790-х годах был построен главный дом усадьбы действительного статского советника Аполлона Никифоровича Колокольцева, впоследствии ставший губернаторским домом (ныне расположен на улице Советской, 5)35.
Доминантой ансамбля стал Кафедральный собор, расположившийся в южной части площади. Его строительство было начато чуть позднее, в 1800 году, а закончено к 1822 (1824) году36. Причиной такого «долгостроя» скорее всего были и война 1812 года, и достаточно крупный для губернии объем строительных работ, и недостаток средств