Ви є тут

Российско-нидерландские архитектурные связи первой трети XX века в Урало-Сибирском регионе

Автор: 
Невзгодин Иван Владимирович
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2002
Артикул:
270817
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление
Введение......................................................................4
Глава 1. Исторические предпосылки развития российско-нидерландских профессиональных связей в области архитектуры и градостроительства в Урало-Сибирском регионе..................................................... 11
1.1. Ретроспектива российско-нидерландского сотрудничества в дореволюционный период..................................................11
1.2. Состояние градостроительного и архитектурно-художественного
процессов в Нидерландах 1900-1917гг......................................15
1.3. Сравнительный анализ российской и нидерландской архитектуры
и градостроительства и опыт их взаимодействия в 1900-1917 гг.............28
Глава 2. Особенности российско-нидерландского сотрудничества в 1917-1925 гг................................................................36
2.1. Сравнительный анализ развития архитектуры и градостроительства Нидерландов и Советской России..........................................36
2.2. Специфические особенности архитектуры и градостроительства Нидерландов, обусловившие привлечение опыта голландских специалистов
в Советской России.......................................................46
2.3. Российско-нидерландские связи в первые годы советской власти.............49
Глава 3. Опыт практического участия голландских специалистов в строительстве городов Урала и Сибири..........................................56
3.1. Архитектурно-планировочная деятельность Автономной
индустриальной колонии "Кузбасс”.........................................56
3.2. Архитектурные и градострои тельные проекты Марта С гама..................66
3.3. Архитектурная деятельность Лотты Стам-Ьэссс..............................76
3.4. Проекты архитектора Йохана Нигемана......................................78
2
Глава 4. Взаимодействие концепций и идей советской и нидерландской архитектуры в 1925-1935 гг..................................................81
4.1. Влияние региональных традиций, социально-политических условий и уровня местной строительной технологии на реализацию идей и проектов голландских специалистов................................................81
4.2. Результаты архитектурно-градостроительной деятельности голландских специалистов в России...................................................92
4.3. Советско-нидерландские архитектурные контакты в 1925-1935 годы.........93
4.4. Влияние опыта советской архитектуры на творчество
голландских архитекторов...............................................106
Основные выводы исследования...............................................113
Библиографический список использованной литературы.........................118
Приложения.................................................................139
Иллюстрации................................................................165
3
Глубоко продумана и рациональна архитектура конторского здания, построенного Берлаге в 1914г. в Лондоне. Фасад здания дает полное представление о его функциональном назначении. Вертикальные членения подчеркивают одинаковость деловых помещений этого конторского сооружения. В архитектуре здания присутствует характерный для Берлаге дуализм: сооружение имеет стальной каркас, в то время как, в его экстерьере ведущую роль играют элементы из естественного камня. В 1932г. фотография этого лондонского здания Берлаге была опубликована Д.Е. Аркиным в сборнике "Архитектура современного Запада".
Во втором десятилетии ХХв. Х.П. Берлаге обращается к более свободному сочетанию асимметричных объемов и полностью отказывается от декоративности. Это знаменует следующий этап развития его творчества, когда он в трактовке модерна приближаегся к исканиям австрийского архитектора Й. Гофмана, стремясь к все более упрошенным формам (что в дальнейшем нашло отражение в работах арх. Виллема Маринуса Дудока в Хилверсуме). Ярким примером этого периода его творчества является муниципальный музей в Гааге (1916), в котором уже четко выраженное рационалистическое начало связано с полным отказом от традиционных форм и приемов. Как утверждает Д.Е. Аркин, "этот перелом, этот решительный отход от стилизаторского историзма связан в архитектурной био!рафии Берлаге с двумя моментами: с его близостью к "модернистскому” движению конца XIX и начала XX веков, с другой С! ороны, и с влиянием идей Готфрида Земпсра - с другой. Берлаге -один из первых и ранних предегавителей европейского архитектурного "модерна".... Вместе с Вагнером, Беренсом и Перре он явился наиболее выдающимся представителем этого перехода от одной стилевой системе к другой19".
В своем творчестве Берлаге пытался реализовать форму лу немецкого архитектора и теоретика искусства Готфрида Земпсра (G. Semper, 1803-1879), его "триаду": "назначение, материал, методы обработки". Теоретические взгляды Г. Зсмпера сложились под влиянием позитивизма. Главным его теоретическим сочинением является "Стиль в технических и тектонических искусствах, или Практическая эстетика20". Этот труд Земпера впоследствии послужил основанием для выбора названия группы голландских архитекторов и художников "Де Стиль". Земпер
19 Аркин Д. Творчество Г.П. Берлаге// Архитектура СССР.- 1934,- №7.- С. 53-58.
2(1 Semper G. Der Stil in den technischen und tektonische Künsten oder praktische Aesthetik. Frankfurt, 1860-1863.
23
утверждал принципы правдивости и целесообразности, трактовал художественное начало архитектуры как символическую "одежду" конструкций и материалов.
Особое место в развитии голландской архитектуры и градостроительства занимала Амстердамская школа. Для ведущих представителей Амстердамской школы архитекторов М. де Клерка (Michel de Klerk, 1884-1923), Я.Ф. Стаала (Jan Frederik Staal, 1879-1940), ПЛ. Крамера (Pieter Lodewijk Kramer, 1881-1961), Я. ван Ларена (Jacobus van Laren, 1877-1953), X.T. Вейдевельда (Hendricus Theodorus Wijdeveld, 1885-1986), характерно стремление к острой выразительности, экспрессионистскому характеру образа зданий и сооружений. Основателем Амстердамской школы считается Й.М. ван дер Мей (J. М. van der Mey, 1878-1949), иод руководством которого в 1913г. строится здание Корабельного общества.
Ведущую роль в становлении Амстердамской школы сыграли Михаэль де Клерк и Пиет JI. Крамер, а также архитекторы Я.Ф. Стаал, Я. ван Ларен, и редактор печатного органа группы - журнала "Вендинген" Х.Т. Всйдевельд. Помимо чисто художественных находок к достижениям этого направления следует отнести комплексное решение жилого кваргала в виде крупного градостроительного элемента.
О важносги Амстердамской школы говорит и выбор архитектора Я.Ф. Стаала в качестве автора Павильона Нидерландов на Международной выставке декоративного и прикладного искусства в Париже (1925г.).
Помимо чисто формальных находок, виртуозного владения возможностями материала и поисков новой выразительности, большой интерес для советских архитекторов представляли достижения голландца В. М. Дудока (Willem Marinus Dudok, 1884-1974) в области типологии общественных зданий. Так в статье "Школьное строительство в Западной Европе" А. Урбан написал: "тип школы с односторонним коридором почти исключительно применяет в своей практике один из лучших представителей школьной архитектуры Запада - голландский архитектор
В.М. Дудок, руководитель строительства вблизи Амстердама города-сада Хильверсума. В рамках традиционной голландской архитектурной школы Дудок сумел создать несколько работ, принадлежащих, несомненно, к лучшему из того, что создала современная буржуазная архитектура в области школьного строительства" (164. С.12).
24