Ви є тут

Градостроительное развитие Санкт-Петербурга в 1703 - 2000-е годы

Автор: 
Семенцов Сергей Владимирович
Тип роботи: 
диссертация доктора архитектуры
Рік: 
1703
Кількість сторінок: 
736
Артикул:
184295
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Том І.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ............................................................4 стр.
1 РАЗДЕЛ 6 стр.
2 РАЗДЕЛ. ИСТОРИОГРАФИЯ И ПЛАНОГРАФИЯ РАЗВИТИЯ ПРИНЕВЬЯ, САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ АГЛОМЕРАЦИ 9 стр.
3 РАЗДЕЛ. ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПРИНЕВЬЯ. САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ.......................................15 стр.
3.1. Периодизация, преемственность и цикличность развкіия территории Приневья (до основания Санкт-Петербурга) и Санкт-Петербурга....................15 стр.
3.2. Территориальное развитие системы расселения Приневья, Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургской агломерации.....................19 стр.
1. Допстербургский период. VI В.Н.Э. - 1703 - 1711 годы 22 стр.
§1.1. Древнерусский цикл 23 стр.
§1.2. Новгородский и Московский циклы................49 стр.
§1.3. Шведско-Протопетсрбургский цикл................65 стр.
§1.4.Следы допетербургской системы расселения в планировочной системе Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургской
агломерации...............................................80 стр.
2. Петербургский период. 1703 -2000-е тоды 88 стр.
§2. 1703-1724 годы...................................88 стр.
§3. 1725-1736 годы..................................109 стр.
§4. 1737-1761 года..................................112 стр.
§5. 1762-1781 годы..................................129 стр.
§6. 1782-1795 годы..................................137 стр.
§7. 1796-1801 годы..................................145 стр.
§8. 1802-1815 годы..................................147 стр.
§9. 1816-1836 годы..................................153 стр.
§10. 1837-1879 годы.................................167 стр.
§11. 1880-1900 годы.................................182 стр.
§12. 1901-1916 годы.................................190 стр.
§13. 1917-1936 годы.................................199 стр.
§14. 1937-1956 годы 221 стр.
§15. 1957-1965 годы 231 стр.
§ 16. 1966-1986 годы................................243 стр.
§17. 1987-2006 годы 251 стр.
3.3. Цикличность и стратегии развития Санкт-Петербурга, его предместий и пригородной зоны.....................................................289 стр.
4 РАЗДЕЛ. ГРАДОСТРОИТЕЛЬНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ САНКТ-
ПЕТЕРБУРГА И САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ.........................294 стр.
5 РАЗДЕЛ. ГРАДОСТРОИТЕЛЬНО-КОМПОЗИЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ САНКТ-
ПЕТЕРБУРГА И САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ.........................309 стр.
6 РАЗДЕЛ. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ
УПРАВЛЕНИЯ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫМИ ПРОЦЕССАМИ И СИСТЕМЫ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ В 1703-2000-е ГОДЫ.................................................................316 стр.
2
7 РАЗДЕЛ. ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ГЕНЕТИЧЕСКИЙ КОД САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ГОРОДА...................413 стр.
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ.......................................415 стр.
3
поселений Центр погоста - DäteJitzhof, среди крупнейших поселений -Savinagorahof, Prosowhof, Sokawitzhof, Gostilitzhof, Obskovo. Giucheva, Barahof.
C-6. Kipina (Kipinsohoi. Keppina) Pognst (бывш. Кипенской погост). Граничил с с Dudeis (Duderhofschoi) Pogost.OM Nöteborgs (Nötheborgs) Lähn,a, с Däglinschoi (Dcglinschoi) Pogost.OM, с Dätlinschoi (Dätelits, Detlinscboi) Pogost,OM. Возможно, его частями были еще две терр1ггории Kivina (Kivinschoi) Pogost (или Kipina (Kipinschoi) Pogost9) Через территорию погоста проходил фрагмент крупнейшего государственного тракта Ннсн-Нарва, с ответвлениями от погостского центра Kipina А также разветвленная сеть региональных и местных дорог. На основной территории размещались не менее 38 поселений, среди крупнейших - Glidinahof Rütitza, Gorko, Rorekhusen. На второй территории - не менее 22 поселений, среди крупных - Vittina Hof. Ochowa На третьей территории погоста - не менее 12 поселений, крупнейшие из них - Kroksoga. Sabina hof.
Таким образом, на территории 8 погостов в конце XVII в. Находились 3 города и крепости, а также не менее 902 населенных пунктов разного размера н разного типа. Многие из поселений прослеживаются на протяжении веков и упомянуты в новгородский, московский и шведский периоды развития Приневья. Эго может говорить о сохранении практически единой плотности размещения поселений в данном регионе на протяжении XV- конца XVII вв., о многовековой стабильности системы расселения Приневья.
Система поселений различного значения. На основании шведских карт 1640-х - 1690-х гг выявляется многоуровневая система поселений на данных территориях: города-центры провинций; города-центры ленов с
административным управлением (Нотебург, Выборг. Копорье, ЯмоГород, Ивангород, Кексгольм), крепости, города, не являвшиеся административными центрами территорий и имеющие различные функции, например, торговые и ремесленные города (Ниен), центры погостов с административным управлением и погостными храмами; дворянские усадьбы и мызы (hofl), селения с храмами разных конфессий (протестантской и православной) и многофункциональным населением (Kyrkcby); крупные многофункциональные многодворные селения; средние и мелкие, в тч одно-двухдворные селения и хутора (by); постоялые дворы с трактирами на государственных трактах (krog); объекты специального назначения (например, охотничьи места); специализированные поселения, сооружения и объекты (в том числе, кирпичные заводы, фортификационные сооружения, стрельбища, артиллерийские лаборатории, пороховые заводы и т.д.); фортификационные объекты (шанцы, редуты и т.д). Естественно, данная система селений и объектов изменялась во времени, но незначительно. Для крупнейших городов Выборг. Нотебург, Ниен, Кексгольм на основании коллекций планов удалось определить особенности и периодизацию реального развития городов, а также закономерности разрабатываемых градостроительных проектных вариантов. Так называемые - «реальные» и «проектные» истории градостроительного развития городов.
Система землевладения. Межевые и кадастровые карты. Знаменитые альбомы земельных кадастровых съемок Интерманландии, исполненные шведскими землемерами в крупном масштабе, сохранили до нашего времени подробную информацию о каждом землевладении, о границах и особенностях используемых земель, о населенных пунктах, о трассах дорог, об основных
72
особенностях местной географии. "Ути межевые карты, соединенные в атласы, исполнены в крупном масштабе с высокой точностью и являются наиболее подробными картографическими источниками На основании этих карт определяются границы каждою землевладения и каждого населенного пункта, особенности использования земель и границы используемых земель под огороды, сады, поля, пастбища и луга, неиспользуемые территории лесов (тайги) и болот, точные трассы дорог различного значения, уточняются наименования селений, выявляются фамилии владельцев почти каждою земельного участка.
Плаиографнческие и архивные материалы дают возможность выявить особенности территориального формирования городов. Так, удалось проследить историю проектного и реального развития Ниска (Ниенштадта) и крепости Нисншанц
Сухопутные и водные пути. Данные письменных источников, описаний и данные шведской картографии позволили выявить сеть сухопутных дорог и фарватеров на территории Ингерманландии,
По данным шведской картографии определена система сухопутных дорог, уже в те времена представлявшая сеть дорог разного значения, которая включала, государственные тракты, дополнительно к ним дороги, которые не на всех картах и не во всех документах отмечены ках тракты (возможно, имевшие не столь устоявшееся общегосударственное значение), региональные дороги между селениями в погостах, дороги местного значения (подьездные, тупиковые, на сельскохозяйственные угодья, в леса). Так, Нисн был связан государственными трактами с Выборгом, Кексгольмом, Нотебургом, Копорьем, Яма-Городом, Иван-Городом, Нарвой. Государственные тракты и региональные дороги вели также к государственной границе между Россией и Швецией. На государственных трактах созданы через определенные расстояния постоялые дворы (Krog), существовавшие либо отдельными поселениями, либо включавшиеся в структуру более крупных селений. С основанием Нисна (1611 г.) система государственных трактов стабилизировалась
Государственные тракты имели специальное техническое устройство и особую систему обслуживания. Кстати. Петр I высоко ценил шведское искусство строительства и эксплуатации дорог и специальными указами требовал внедрения в России, особенно на территориях нарождавшегося Санкт-Петербурга и Санкг -Петербугской губернии, этого шведского опыта. /3.2.-1.3.-127.
В процессе изучения исторических материалов удалось определить конкретную трассировку каждого государственного факта дайной зоны (Илл. Р.З 2.-1). Для удобства описания трактов условно обозначим их номерами от I до
X
1. Тракт Нотеборг - Ниен (Notheborg - Nycn). Тракт проходил от Нотеборга на запад вдоль левого (северного) берега Черной речки (одного из притоков Невы в районе НотеборгаХ через мызу Мюстилла Хоф (Mustilla hoff) - в районе деревни Луркина (l-urkina) тракт по переправе переходил на правый (южный) берег черной речки и шел вдоль южного берега ручья, с XIX века именовавшегося Жерновка - затем проходил между' озерами Кирицкос и Коркинское мимо размещавшегося у южного берега Коркинского озера Котснофвасова Хофа (Kotsnolwassava hofi) - далее тракт доходил до погостского села Киелтис (Kieltis) - поворачивал на север и шел вплоть до реки Любьи (Lubia gvarn), притока другой Черной речки (Svaitebacken. известной уже нам и на которой располагался Ниен) - после переправы на правый (северный) берег р Любьи тракт шел вдоль реки почти до сс впадения в Черную реку (т е. в реку
73