Ви є тут

Архитектурно-градостроительная культура Новосибирска середины 50-х - конца 80-х годов XX века

Автор: 
Свешникова Ольга Борисовна
Тип роботи: 
диссертация кандидата архитектуры
Рік: 
2007
Кількість сторінок: 
154
Артикул:
184294
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Введение ............................................ 4
Глава 1. Социокультурные и экономические условия
середины 50-х - конца 80-х годов XX века ............ 11
1.1. Зарубежная архитектура второй половины XX века 11
1.1.1. Архитекту ра в эпоху НТР............................... 12
1.1.2. Трансформация профессионального сознания в
зарубежной архитектуре в 70-х годах XX века........... 20
1.2. Советское общество середины 50-х конца 80-х годов XX
века.................................................. 24
1.2.1. Социальный переход середины 50-х - начала 70-х годов 24
1.2.2. Социально-экономические условия начала 70-х - конца
80-х годов............................................ 28
1.2.3. Экономическое и социокультурное развитие
крупнейшего сибирского города на примере Новосибирска.......................................... 30
1.3. Отечественная архитектура и градостроительство 37
1.3.1. Архитектура и градостроительство середины 50-х -
начала 70-х годов..................................... 37
1.3.2. Новые тенденции в советской архитектуре начала 70-х -
конца 80-х годов...................................... 51
Глава 2. Архитектурно-пространственное развитие
Новосибирска середины 50-х - конца 80-х годов .... 58
2.1. Архитектурно-планировочная композиция города и ее
эволюция.............................................. 58
2.2. Эволюция архитектурно-пространственной системы
исторического ядра города и структурных центров каркаса............................................... 72
2.2.1 Историческое ядро города............................. 74
2.2.2 Внешняя зона центра.................................. 77
2.2.3 Структурные центры................................... 78
2.3. Эволюция жилой застройки............................. 81
2.4. Новый тип поселения - научный город.................. 90
2.4.1 Новосибирский Академгородок.......................... 91
2.4.2 Краснообск........................................... 97
2.4.3 Кольцово.............................................. 101
2.4.4 Нижняя Ельцовка....................................... 104
2.4.5 Эволюция профессиональных представлений об
оптимальной городской среде.......................... 107
Глава 3. Архитектурно-нланнровочные и стилевые
особенности жилых и общественных зданий.............. 111
3.1. Стилевые особенности общественных зданий.............. 111
3.2. Развитие типов жилых зданий........................... 126
Основные выводы и результаты исследования 134
Список использованной литературы
141
19
материализовался в различных объектах - зданиях, группах зданий, гармонично вписанных в контексты.
К середине двадцатого века новая архитектура после столетней борьбы победила традиционную. Филипп Джонсон, идеолог международного стиля, в 1952 году писал: «Долгая битва современной архитектуры выиграна ... В середине столетия наступил ее век» [цитирую по 57 с.8]. Ордерные композиции, фронтоны, пилястры, сандрики, лепнина уступили место гладким стенам, плоским крыгиам, ленточным окнам. Место естественных материалов заняли железобетон, сталь, алюминий, пластмасса; массивные материалы вытеснялись структурами, господствовали простота и ясность ортогональной геометрии. Архитектурная пластика 50-х - 60-х годов достигалась путем обыгрывания функции и конструкции. Появились зрительно необычные формы и композиции, нарочито странный облик построек. Стал активно использоваться цвет, вошла в моду суперграфика. Новые формы демонстрировали технологическую обусловленность, активную направленность в грядущую «супертехнику».
Устремленность в будущее предполагала решительный разрыв с прошлым, отсутствие каких-либо, даже отдаленных, культурно-исторических ассоциаций. Содержательность архитектурно-художественной формы категорически отрицалась. Казалось, начала осуществляться мечта архитектурного авангарда начала двадцатого века о новом предметном мире, рационально организованном в целом и частях. В мечте этот мир создавался совершенным, раз и навсегда, игнорировал вес старое и случайное - подобно идеальным городам Ле Корбюзье и И. Леонидова. Градостроители стремились к однородным, геометрически четким схемам, созданным как бы на поверхности чистого листа, игнорируя хаотические, с их точки зрения, факторы ландшафта и сложившейся застройки. Геометрические егруктуры развертывались на громадных территориях. Казалось,
20
найдены и, наконец, внедряются в жизнь непреложные, подлинно объективные законы формирования разумно организованного окружения.
Первое время, пока ясность рационалистической архитектуры резко выделялась и была внове, все, принадлежащее прошлому города, действительно казалось хаотичным, раздробленным, устаревшим. Но новое быстро разрасталось. Крупные массивы современной архитектуры оказывались монотонными. В массовом строительстве 50-х 60-х годов критики отмечают унылое однообразие, безликость, стереотипность. «Современная», «международная» архитектура, отдав приоритет рациональности, практичности, расчетливости, не оправдала возложенных на нее надежд.
Вторая Мировая война повлияла на умонастроения населения Западной Европы, которое выразилось в желании переустройства жизни. Наука и техника казались для этого наиболее подходящими средствами. Интерес к будущему, решительный разрыв с прошлым дали импульс развитию стиля, зародившемуся в начале века - архитектурному авангарду, получившего определения «современного», «международного», «новой архитектуры». Архитектура рассматриваюсь в качестве средства, способного рационально переустроить всю совокупность предметных условий жизни.
7.1.2. Трансформация профессионального сознания в зарубежной архитектуре в
70-х годах XX века.
На рубеже 60-х -70-х годов в архитектурной теории Запада и Северной Америки наступил перелом. Профессиональные ценности узкого круга не были приняты обществом. «Новое движение претендовало на многое - не менее чем на коренное переустройство жизни, ее социатьных основ средствами «честной архитектуры». Не сбылось. И теперь движение обвиняли в том, что устремление к