Ви є тут

Особенности деревянной архитектуры Самары конца XIX - начала XX веков

Автор: 
Сысоева Елена Александровна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2009
Артикул:
295919
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...............................................4
ГЛАВА 1. ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНЫЕ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕРЕВЯННОЙ АРХИТЕКТУРЫ САМАРЫ............................................10
1.1. Общероссийские социально-экономические, архитектурно-градостроительные и культурологические тенденции, повлиявшие на формирование деревянной застройки провинциальных городов..................................10
1.2. Особенности деревянного зодчества российских городов конца XIX - начала XX вв................................19
1.3. Архитектура и городская среда Самары конца XIX - начала
XX вв..................................................27
Выводы........................................................37
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ
ДЕРЕВЯННОЙ ЗАСТРОЙКИ САМАРЫ..........................40
2.1. Градостроительные особенности формирования деревянной застройки Самары конца XIX - начала XX вв...............40
2.2. Архитектурно-планировочная организация кварталов деревянной застройки конца XIX - начала XX вв...........46
2.3. Современное состояние деревянной застройки Самары 53
Выводы........................................................58
ГЛАВА 3. АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ
ОСОБЕННОСТИ ДЕРЕВЯННОЙ ЗАСТРОЙКИ САМАРЫ 60
3.1. Типология деревянной застройки Самары и особенности
ее размещения в городской среде.....................60
3.2. Объемно-планировочные особенности деревянных
зданий...............................................74
3
3.3. Конструктивные особенности деревянных зданий
Самары.................................................93
Выводы.....................................................104
ГЛАВА 4. ДЕКОРАТИВНО-СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
ДЕРЕВЯННОЙ АРХИТЕКТУРЫ САМАРЫ..........................107
4.1. Стилевые направления в деревянной архитектуре Самары.107
4.2. Архитектурные детали в деревянном зодчестве Самары...112
4.3. Домовая резьба в структуре фасадов деревянных зданий.120
Выводы.....................................................136
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................138
ЛИТЕРАТУРА.................................................143
26
архитектуры, а гак же отсутствия дворянства как определяющего сословия в жизни города. В Сибири деревянный классицизм не получил распространения в силу несоответствия образцовых проектов местным климатическим условиям, отсутствия профессиональных архитектурно-строительных кадров. В Самаре сохранилось несколько построек деревянного классицизма, остальные деревянные здания провинциального классицизма были перестроены или сгорели во время пожаров дореволюционной Самары. Большинство каменных построек города, выполненных в стиле классицизм, были перестроены в 1850 - 1890 - е годы.
В Томске, в ряде других сибирских городах получил распространение деревянный модерн со сложными объёмно-пространственными решениями, декоративной обработкой, противоречащей естественным свойствам древесины. Фасады зданий с плоскостной трактовкой приобретали ассиметричность, обогащались отдельными элементами модерна. Появились срубовые постройки со сложными конфигурациями планов, гибкими планировками. Усложнялся силуэт зданий за счёт балконов, лоджий, эркеров, фронтонов, башен. Большое внимание уделялось форме декоративных деталей, а не самой резьбе. В большинстве городов Среднего и Нижнего Поволжья (Самара, Астрахань и др.) модерн проявился только в декоре деревянных зданий. Подобные различия вызваны рядом причин: в Сибири каменное зодчество даже в конце XIX века не получило достаточного развития. В то время, как в центральных городах России доходные дома и особняки возводились в камне, сибирские купцы, промышленники строили деревянные дома по проектам местных и столичных архитекторов, этому способствовало и обилие дешёвого строительного материала.
В городах Сибири деревянные особняки и доходные дома имели большие размеры, чем в центральной России и в Поволжье, в частности в Самаре. Объясняется это рядом причин: обилием дешёвого строительного материала, а также, тем, хгго ряд ограничений Строительного устава не коснулся городов Сибири. Статья 200 Строительного устава 1911 года
27
ограничивала высоту деревянных построек от земли до начала крыши 4 саженями (8,5 м), на Сибирь это ограничение не распространялось. Кроме того, в сибирских городах разрешалось возводить здания не только профессиональным строителям, но и строителям-практикам;
Распространение такого вида резьбы, как пропильная, было явлением общероссийским, но наряду с этим в отдельных регионах и городах к этому виду мог добавляться и другой. Так, например, в Иркутске, наряду с пропильной, получает распространение глухая резьба и такая деталь декоративной отделки зданий как барочные деревянные наличники. В Самаре другие виды резьбы, кроме пропильной, встречаются очень редко.
1.3. Архитектура и городская среда Самары конца XIX- начала XX вв.
В данном разделе рассматриваются архитектурно-градостроительные особенности Самары, повлиявшие на формирование деревянного зодчества города.
В 1586 году недалеко от слияния рек Волги и Самары за несколько месяцев был срублен бревенчатый городок. Самарская крепость имела высокие деревянные стены, «остроколы» из вертикально поставленных, один к одному заострённых сверху брёвен, брустверы и бойницы для стрелков, воротные и проезжие башни, дозорные вышки. В 1688 году крепость получила статус города, его жителей пожаловали землёй.
«Край стал сильно заселяться. Вообще же Самарский край обязан своим заселением преимущественно смутному времени, пережитому Россией в ХУЛ столетии. В то время крестьяне и дворовые тысячами бежали на здешние привольные степи, отыскивая свободы. Из этих то беглецов и формировались на Волге разбойничьи шайки, которые, соединившись с беглыми и бродягами, скитавшимися за нашими рубежами, а также с остатками бывших самозванцев, бродивших по низовьям Волги,