Ви є тут

Использование средств киноискусства в архитектурном проектировании

Автор: 
Токарев Александр Сергеевич
Тип роботи: 
диссертация кандидата архитектуры
Рік: 
2007
Кількість сторінок: 
117
Артикул:
184297
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Содержание
Введение...............................................................3
Глава 1. Архитектура и кино: грани взаимодействия в контексте современной мировой динамики..........................................10
1.2. Архитектура и кино как способы экзистенциального самоопределения человека в мире...................................................10
1.2. Влияние глобальных тенденции на архитектуру и кино - как основной катализатор инновационного поиска.................................16
1.2. Кино и архитектурная визуальность: новая область проектного творчества........................................................33
Глава 2. Кино и архитектурное творчество: поиск сфер эффективного взаимодействия........................................................47
2.1. Ведущая роль кино в преобразовании культурной сферы в XX веке..............................................................47
2.2. Кинематографичность, как специфическое качество проектной графики современного архитектора..........................................57
2.3. Особенности кинематографического подхода к решению проектных задач архитектуры.................................................65
Глава 3. Возможности использования кинематографического подхода в проектной практике архитектора........................................71
3.1. Использование кинематографического подхода на предпроектном этапе: Видеодневник как форма подготовительного исследования.............71
3.2. Элементы проектирования с использованием кино. Формирование визуального паттерна..............................................87
3.3. Кинематографический подход в архитектурном моделировании 95
Заключение...........................................................106
Библиографический список
110
3
Введение
Актуальность исследования. Технический прорыв, который современная цивилизация совершила в последние десятилетия XX века трудно переоценить: новейшие технологии расширяют круг возможностей реализации творческих идей. Применение цифровых технологий практически во всех сферах деятельности влияет на восприятие и трактовку реальности и требует изменить точку зрения на, казалось бы, очевидные и привычные вещи.
На помощь естественному видению приходят электронные цифровые визуальные средства, такие как телевидение, виртуальная реальность, сетевые и интерактивные медиа. Современная визуальная культура активно осваивает публичную сферу человеческих отношений, постоянно взаимодействуя с архитектурным окружением.
Технологическая и концептуальная основа наиболее масштабных преобразований в мировой культуре заложена открытием и стремительным развитием киноискусства. Благодаря установившимся в начале XX века уникальным для цивилизации социо-культурным условиям, позволившим пионерам кино открыть революционно новые подходы к работе с новой визуальностью, сегодня мы можем констатировать глобальный и повсеместный уход от культуры текста к культуре изображения. В течение всего последующего столетия эти подходы развивались, однако не менялись принципиально. Результатом стало открытие новых, не свойственных классической культуре категорий, таких как визуальность, динамическое восприятие, скорость как составной аспект образа.
Возникновение визуально-ориентированной культуры существенно повлияло на архитектурный процесс в XX веке. Проектное творчество также подверглось существенным изменениям. Обновление технологий киноискусства незамедлительно проявлялось в архитектурном проектировании в виде технических усовершенствований проектного
10
Глава 1. Архитектура и кино: грани взаимодействия в контексте современной мировой динамики
1.2. Архитектура и кино как способ экзистенциального
самоопределения человека в мире
Архитектурное проектирование не существует само по себе - это всегда проявление творческой воли в определённом культурном контексте. Воля и контекст могут быть как в состоянии конфронтации, так и синергии. В проектировании, рассчитанном на полноценный результат нельзя допускать ни творческого безволия, ни пренебрежения окружающей действительностью - постоянно изменяющейся и новой, но сохраняющей целостнсть в этих изменениях. Поиск новых подходов к проектированию, и расширение творческих возможностей архитектора должны соответствовать обшей динамике цивилизации и культуры.
Архитектура включена в огромный спектр культурных явлений определяющих взаимодействие человека и природы, примиряющее его с бесконечностью окружающей действительности. При очевидной практической значимости не менее важен художественный аспект этого процесса. Как отмечает М.С.Каган: «в эстетически развитой культуре пластическое творчество создает вокруг человека замкнутую утшитарно-ху-дожественную среду, окружающую его концентрическими кольцами поэтически одухотворенных, предметов» [28; С. 324]. По классификации Кагана, вслед за украшениями, одеждой и бытовой утварью, следует архитектура в собственном смысле слова, а также в таких проявлениях как планировка городов и организация ландшафтов. Таким образом, архитектура включена в систему человеческого мировоззрения и во многом определяет его. (рис. 1) Коль скоро городская культура целостно охватывает жизненный путь человека, архитектура становится уже не второй, а первой и главной природой человека. Миллионы людей рождаются, живут и умирают в лоне города.
Универс
11
Рис. 1 Архитеетура и кино в системе утилитарно-художественной среды (На основе модели М.С. Кагана [28; 324])
^Аос1еви*Я