Оглавление
Введение 3
Глава первая Архитектурное училище
Экспедиции Кремлёвского строения в 1801-1831 годах 24
Глава вторая
Московское Дворцовое архитектурное училище
в 1831-1842 годах 73
Глава третья
Московское Дворцовое архитектурное училище
в 1842-1866 годах 148
Заключение 223
Примечания 230
Принятые сокращения 243
Список литературы 244
Приложения 264
Введение
.3
В настоящее время историки архитектуры уделяют большое внимание выявлению факторов, влияющих на развитие зодчества. Одним из таких факторов является архитектурное образование. В этой связи изучение истории архитектурных учебных заведений как среды, в которой формировались будущие зодчие, представляется чрезвычайно важным для лучшего понимания истории архитектуры в целом. Однако сейчас история архитектурного образования, особенно московской архитектурной школы, относится к числу малоизученных тем в отечественном искусствознании.
Архитектурные учебные заведения оказывают разноплановое воздействие на развитие архитектуры. Прежде всего, это непосредственное творчество воспитанников того или иного заведения, построенные ими здания. В этом отношении наиболее важным для исследователей является рассмотрение архитектурного образования не только как процесса получения тех или иных профессиональных знаний и навыков, но и как механизма формирования мировоззрения будущего зодчего, его художественных вкусов и стилевых предпочтений.
Однако деятельность крупных архитектурных учебных заведений, как правило, выходит за рамки собственно учебного процесса. Поэтому их влияние на развитие зодчества не ограничивается только практической деятельностью их выпускников. Многие учебные заведения были крупными центрами архитектурной науки, активно занимались изучением истории зодчества, реставрацией, а также издательской деятельностью. Издаваемые ими книги - учебные пособия, издания теоретического и историко-архитектурного характера и пр. - становились известны далеко за стенами этих учебных заведений. Эта сторона их деятельности также представляет большой интерес для историков зодчества.
35
практической строительной деятельностью. Что касается М.Ф.Казакова, то, хотя Валуев и писал, что он собирается после отставки продолжать педагогическую деятельность, но к настоящему времени никаких сведений о его непосредственном участии в работе училища после 1801 года не выявлено. Впрочем, вполне вероятно, что он в частном порядке оказывал консультативную помощь своим ученикам, вставшим во главе училища.
Официальной датой создания архитекторского училища можно условно считать 18 декабря 1801 года, когда Александр I утвердил штаты Придворного ведомства, в которых устанавливались суммы, ежегодно выделяемые на содержание различных подразделений ведомства46. Впервые на содержание училища была выделена особая статья расходов -4800 рублей в год, что стало подтверждением получения им официального статуса. Очевидно, что веб это стало возможным благодаря активному участию П.С.Валусва, который вплоть до своей смерти в 1814 году поддерживал молодое учебное заведение. В тех случаях, когда штатных денег не хватало, он выделял на содержание училища средства из других статей расходов Экспедиции.
Сразу после своего создания училище разместилось в Синодальном доме в Кремле. В 1803 году оно занимало несколько помещений в Потешном дворце. В 1805 году училище перевели в здание Сената, где оно занимало весь второй этаж восточной части здания. Здесь оно располагалось вплоть до своей ликвидации.
Вскоре после возникновения учебного заведения началась работа по подготовке документа, который мог бы стать основой деятельности училища, его своеобразным уставом. В мае 1802 года П.С.Валуев дал распоряжение главному архитектору Экспедиции Кремлёвского строения Р.Р.Казакову разработать основные положения такого документа: «Предписываю вам сделать согласное искусству вашему полезное расположение оной школы как о познаниях, которым поступившие уже в
ведение Экспедиции ученики должны учиться, так и о классах, в какие часы дня и чему именно обучаться...»47. Однако Р.Р.Казаков, и так не особо активно занимавшийся делами училища, не успел выполнить это распоряжение, в начале 1803 года он умер. Во главе архитекторской команды Экспедиции и архитектурного училища встал И.В.Еготов. Видимо, понимая важность четкого юридического регулирования работы учебного заведения, он составил требуемый документ, который уже 21 апреля 1803 года был утвержден Валуевым48. Спустя два года разработанный Еготовым документ, к тому времени уже проверенный практикой, был направлен на утверждение в петербургскую Академию Художеств.
«Постановление или учреждение Архитекторского Училища при Экспедиции Кремлевского строения» было утверждено Академией Художеств в 1806 году и регламентировало деятельность училища на протяжении последующих двадцати пяти лет. Необходимо еще раз подчеркнуть, что устанавливаемые Постановлением принципы организации учебного процесса к моменту вступления его в силу уже несколько лет лежали в основе деятельности училища.
«Предметом обучения упражняющихся в училище предполагается тот, чтобы, приготовя и усовершенствовавши оных в теории и практике гражданской архитектуры, могли они употребляемы быть с пользою при строениях казённый и но мере успехов в обучении быть возводимы в достоинство архитектора»49. Постановление устанавливало, что училищем руководят назначенные главноначальствующим попечитель и директор. В документе не говорилось, что директором училища может быть лишь глава архитекторской команды Экспедиции, однако уже отмечалось, что на протяжении первых трёх десятилетий существования учебного заведения руководство им непременно совмещалось с руководством командой. В обязанности директора входил широкий круг
- Київ+380960830922