Ви є тут

Развитие образа исторического города

Автор: 
Игнатьева Ирина Анатольевна
Тип роботи: 
диссертация кандидата архитектуры
Рік: 
2000
Кількість сторінок: 
200
Артикул:
1000282052
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 5
Глава 1. Теоретические основания исследования развития образа исторического города 11
1.1. Психология о механизмах формирования образов окружения # 11
1.2. Существующие подходы к изучению образа города. 14
1.3. Образ города как образ среды .
1.3.1. Понзпие среды ^ 15
1.3.2. Единицы списания среды - место и ситуация. 18
1.3.3. Культурные модификации средового образа. 22
1.4. Методика исследования развития образа исторического города. Концепция образного каркаса „ 29
Краткие выводы, г 33
2 Л. Образ Екатеринбурга ХУТП - н. XX вв. Согточсультурные и планировочные факторы его развития . 37
2.1.1. Екатеринбург в ХУШ веке. 37
2.1.2. Екатеринбург в первой половине XIX века . 42
2.1.3. Екатеринбург во второй половине XIX - начале XX века. 47
2.2. Образ современного Екатеринбурга. 54
2.2.1. Социо-кулыурные и архитектурно - планировочные факторы развития города в XX веке . 54
2.2.2.Современный Екатеринбург в восприятии жителей города ■- 61 2.2.2Л. Обгцие характеристики Екатеринбурга в представления
его жителей „ 61
3
22.22. Модели представления жителей о пространстве города
2.2.2.3.Представления жителей о границах центрального района города,
Л
2.2.2.5, Особенности объемно-пространственной и смысловой композиции центра Екатеринбурга и представления жителей о ‘‘главном месте” города .
22.2.5. Символы города в представлениях жителей Екатеринбурга.
2.2.2 6. Участки центра, играющие наиболее активную роль
в формировании облика города .
222.1. Любимые места жителей Екатеринбурга, . Положительно оцениваемые черты города.
2.2 2.8. Места и черты города, вызывающие неприятие
горожан, —
2.2.2.9. Отношение жителей к изменениям в облике города г
2.2.3. Тенденции развития официального образа Екатеринбурга в XX веке и его состояние на современном этапе.
2,2 АТеяденщш развития художественного образа .
Екатеринбурга в XX веке и его современное состояние .
2.3. Общие закономерности развития образа Екатеринбурга Краткие выводы..
Сдам з, Рекомендации .пр моротвдшй. тш>тт№&.<2хт№ж щ субъективного восприятия города в архитектурную и
градостроительную практику
3.1. Учет общих приоритетов повседневного восприятия в архитектурной и градостроительной практике .
3.2. Два образа одного города: Екатеринбург XVIII - н. XX вв.
64
69
73
78
81
83
- 85 87
95
103
107
111
116
116
Перечисленные свойства среды подводят к выводу о значимости образа как способа восприятия среда, поскольку взаимосвязь субъекта и окружения, ‘‘степень их сращенности” выражается именно в средовом образе {13, с.28; 92,с.б0].
Образ среды активно влияет на поведение человека в среде. “Он включен в поток поведения, активно влияет на него и сам подвергается влиянию” [47, с Л 7]. “Пространство может прямо указывать на способ обращения с вещами, может оставлять человеку полную свободу действий, может, наконец, в игровых целях слегка сбивать его с толку, подсказывая “неправильное” отношение к вещам...” [48, с.7].
Представления человека о среде, выраженные в средовом образе, формируются, с одной стороны, за счет личного опыта; с другой - за счет потребления уже сформировавшихся, устойчивых образов среды, каковыми являются, к примеру, образы тиражируемые средствами массовой информации, приближенные по своему качеству к категории художественных [48,с.8]. Таким образом, в образ города, существующий в сознании человека, могут легко включаться представления о местах, где сам он физически, возможно, никогда и не бывал, но о существовании и качествах которых имеет представление,
1.3.2. Единицы описания среды - место и ситуация.
Средовой образ - хрупкая субстанция, зачастую неосознаваемая и невербальная. Выявление образа, его “визуализация” несет в себе опасность утери главного качества образа - его целостности [92, с.64]. Поэтому возникает задача выявления и использования таких единиц описания и исследования среды, которые бы максимально сохраняли в себе качества средового видения-то есть несли бы в себе определенную целостность восприятия факторов и отражали бы субъективный взгляд на город [22, сЛ 34-135]. Необходимость выявления этих единиц продиктована еще и тем, что проектировщик не может работать, знакомиться со средой (способом восприятия города жителем) как с
чем-то лишенным мерности [92, с.46]. В рамках средового подхода были выявлены такие единицы описания среды, как “место” и “ситуация”
Понятие ситуации разрабатывается в лингвистике, психологии, а также театральном и киноискусстве. В самом общем виде ситуация трактуется здесь как определенная совокупность обстоятельств [92, с.47].
По определению Л.Выготского ситуацию можно рассматривать как “единицу” психики, являющую себя как результат опосредованного воздействия определенного комплекса объективно существующих событий на сознание и поведение личности [45, сЛ 72]. В трактовке Т.Йолова ситуация выступает как форма “субъекг-объектных отношений, при которой эти отношения находят свое специфическое во времени и пространстве проявление единства или противоречия между какой-либо потребностью, психической ориентацией, индивидуальным и социальным опытом личности, с одной стороны и требованием конкретных условий деятельности - с другой” [там же, с. 171].
Нельзя сказать, что человек обладает каким-то постоянным типом
>•
поведения в течении жизни. Всякая смена ситуации вносит коррективы в его поведение и мировосприятие. Выбор целесообразного на определенный момент поведения зависит, во первых, от объективного характера ситуации, во вторых от субъективного способа прочтения этой ситуации человеком, который, в свою очередь зависит от избирательности восприятия текущей ситуации, от непосредственно предшествовавших восприятий, от более далёко отстоящего во времени опыта [92, с. 49]. То есть поведением человека руководит образ определенной ситуации, который как и всякий образ сознания формируется за счет контакта непосредственно получаемых ощущений и уже имеющейся в сознании человека картины мира.
Ситуация может диктовать некоторые стереотипные модели поведения, автоматически воспринимаемые большинством (похороны - скорбь, печаль и т.д). В то же время личные установки, имеющиеся в сознании, способны