СОДЕРЖАНИЕ Введение 1
Актуальность исследования 1 Цель и задачи исследования 3 Объект исследования 4 Предмет исследования 4 Состояние вопроса исследования 4 Научная новизна исследования 11 Границы исследования 12 Методика исследования 12 Глава 1. Влияние современных архитектурно-художественных процессов на монументальную живопись в интерьерах современных общественных зданий. 14
1.1. Новейшие архитектурные процессы и их влияние на современную монументальную живопись. 14
1.2. Композиционно-планировочные и пространственные особенности архитектуры современных общественных сооружений и их влияние на монументальную живопись. 23
1.3. Стилевые направления новейшей отечественной архитектуры и их взаимосвязь с монументальной живописью. 29
1.4. Традиции советского монументализма, влияющие на современную монументальную живопись. 37
Глава 2. Взаимосвязь монументальной живописи с архитектурными элементами интерьеров современных общественных зданий. 46
2.1. Влияние пространственно-планировочных особенностей современных интерьеров на монументальную живопись. 46
2.2. Стена как архитектурный элемент интерьера и носитель живописи. 54
2.3. Потолок как архитектурный элемент интерьера и его связь с монументальной живописью. 60
Глава 3. Стилистические тенденции взаимодействия архитектуры интерьера современного общественного здания и монументальной живописи. 65
3.1. Постмодернистские направления монументальной живописи в архитектуре современных общественных интерьеров. 66
3.2. Монументальная живопись в русле современных направлений. 87 Заключение. 96
Список литературы. 102 Иллюстративное приложение. 114
Особо отметим, что наиболее серьезные и профессиональные по содержанию публикации относятся к освещению архитектур пых проблем. Прежде всего, речь идет о фундаментальных трудах А.В.Иконникова, а также о его отдельных работах в сборниках трудов членов отделения архитектуры РАССН и в архитектурных журналах, где были опубликованы статьи, обозначающие положение России в мировом архитектурном процессе XX в. (38, 40,41).
Проблемам современного зодчества посвящен и ряд специализированных изданий последних лет по архитектурной типологии здашш, архитектурной специфике общественных и гражданских зданий (36, 66, 120). Из них следует выделить работу Е.Б. Новиковой, содержащую развернутый анализ эволюции пространства общественных интерьеров. Автором вычленяются и обосновываются основные композициошгые принципы организации пространства интерьеров общественных зданий (78).
Новые авторы - это, прежде всего, О.В. Орельская со статьями и монографией о ярком феномене новейшей архитектуры исторического Нижнего Новгорода и о творческом дуэте двух архитекторов А.Е. Харитонова и Е. Пестова. (80).
Проекты нижегородских архитекторов не были каким-то обособленным явлщшем. Широкую прессу в специализированной архитектурной печати они получили не только в силу своей яркости, но и потому, что значительная чаегь из них вписывалась в формирующиеся концепции постмодернизма (119).
Особенности «русской версии» постмодернизма в архитекгуре и интерьерах получили освещение в двух добротных, с серьезным аналитическим уровнем, изданиях - журналах «Проект Россия» и «Проект классика». Подборка тематических и иллюсгрированных материалов последнего показывает широкую панораму обращения совремегпгых архитекторов к языку и образам постмодернизма (12, 28, 34, 35, 37,43).
9
Для нашего исследования ценным источником являются публикации их постоянных авторов - Г.И. Рсвзина и В. Седова (88, 89, 91, 93, 104, 106).
Постмодернистские тенденции в российской архитектуре 1990 х г.г. рассматриваются в трудах И.А. Добрицыной. Анализируя новое московское строительство, автор обнаруживает и описывает несколько стилевых направлений - от неомодерна до неоавангарда (7, 31, 32, 33).
Отметим, что означенные стилевые направления в архитектуре отчетливо просматриваются не только в композициях общественных интерьеров, но и в монументальной живописи современных художников, что также подтверждается рядом публикаций (109).
В отличие от архитектуры, информация о современной монументальной живописи буквально рассыпана по многим журналам, как столичным, так и региональным.
Лишь в редких случаях монументальные композиции становятся самостоятельным объектом анализа, чаше — описываются в контексте конкретных проектов интерьеров. Нельзя не отметить и рекламный оттенок текстов подобных изданий в («АрхиДом», «Интерьер», «Салон» и пр.). Тем более что представленные в них общественные интерьеры имеют специфическое назначение - рестораны, клубы, салоны, развлекательные центры и т.п. (30, 56, 62).
Классические искусствоведческие журналы, такие например, как «Искусство», «Декоративное искусство России» (бывшее «Декоративное искусство СССР) за последние годы изменили сложившийся в течение советского периода профиль. Особенно наглядно этот процесс просматривается в содержании номеров «Декоративного искусства», в которых современная монументальная проблематика сведена к минимуму (34, 59).
Из самых последних искусствоведческих публикаций особое место занимает небольшая по объему книга Н.Д. Аникиной «Иллюзии и
\о
- Київ+380960830922