Ви є тут

Поселения российских немцев. : Архитектурная традиция и ее развитие

Автор: 
Терёхин Сергей Олегович
Тип роботи: 
Докторская
Рік: 
2000
Артикул:
1000293065
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ................................................... 4
Глава I. ВНУТРЕННЯЯ КОЛОНИЗАЦИЯ В РОССИИ И ВОЛНЫ РАССЕЛЕНИЯ ИНОСТРАНЦЕВ В XVIII — XVIII ВВ.
1.1. Внутригосударственная колонизация,
мотивы иммиграционной политики..................21
1.2. Кампании поселения иностранцев................31
Глава II. ФОРМИРОВАНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ОСНОВНЫХ АРЕАЛОВ ПРОЖИВАНИЯ РОССИЙСКИХ НЕМЦЕВ
II. 1. Система немецких поселений (колоний) в регионах
И.1.1. Поволжье.................................43
II. 1.2. Причерноморье и Приазовье................56
И. 1.3. Санкт-Петербургская губерния.............68
11.2. Миграции российских немцев в конце XIX — начале XX в. и новые формы расселения
11.2.1. Внутригосударственные миграции...........73
И.2.2. Страны Северной Америки..................82
II.2.3. Страны Латинской Америки.................88
Глава III. АРХИТЕКТУРНЫЕ ПРОТОТИПЫ
И ОСОБЕННОСТИ ИХ ТРАНСЛЯЦИИ
III. 1. Материал наследования..........................100
111.2. Воспроизведение и адаптация
черт традиционного зодчества.....................114
Глава IV. ПЕРЕСЕЛЕНЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА И ГОСУДАРСТВО IV. 1. Государственное регулирование архитектурно-строительного процесса в колониях
IV. 1.1. Стартовая поддержка, заселение...........126
IV. 1.2. Регламентация, контроль,
образцовое строительство.................133
IV. 1.3. Профессиональное проектирование, стиль.... 142
IV.2. Практика массового строительства
IV.2.1. Планировка поселения и двора.............151
IV.2.2. Типы жилого дома.........................162
IV.2.3. Культовые здания....................... 168
IV.2.4. Строительные навыки и умения.............177
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............,......................................193
Приложение I. Список литературы........................198
Приложение II. Указатель архивных документальных и
графических материалов...................215
Приложение III. Именной указатель........................220
Приложение IV. Географический указатель (поселения российских немцев, згпомянутые в тексте).........................224
Приложение V. Список сокращений........................230
27
гионы стабилизирующей, относительно «благонадежной» группы населения. Специфика состава жителей рассматриваемых районов — большое количество беглых крестьян, солдат — и неразвитость, особенно до губернской реформы, властных структур на местах, усугубляли потенциальную опасность волнений, бунтов. В этой ситуации иностранные поселенцы, поставленные в зависимость от администрации системой льгот (в частности, свободой от «всяких податей, служб и налогов»), были буферной группой, способной приостановить распространение непорядков. Так, в дни пугачевщины они, несмотря на агитацию либо даже принуждение к участию в бунте, оставались пассивными: документы свидетельствуют об аресте всего около сорока колонистов, в какой-либо мере имевших отношение к восстанию [I—76. С.28].
3. Возможность миссионерской деятельности. История московской Немецкой слободы показывает заметное преобладание в ее населении со второй половины XVII в. протестантов (лютеран, реформатов) над католиками23. Практика приглашения иностранцев в интересующий нас период тоже указывает на это предпочтение. Некоторые из протестантских направлений и групп (меннониты, гернгутеры) особенно импонировали государству пацифистскими убеждениями и склонностью к «мягкому» миссионерству. Основной пригласительный акт — Манифест Екатерины II от 22 июля 1763 г. «О дозволении всем иностранцам, в Россию въезжающим, поселяться в которых губерниях они пожелают и о дарованных им правах» содержал существенную оговорку: «Чтоб из живущих в России во христианских законах, никто (из иностранных поселенцев. — С.Т.) и никого в согласие своей веры или сообщества ни под каким видом не склонял и не привлекал, под страхом всей строгости Наших законов, изъемля из сего разного звания находящихся в магометанском законе...» (I—79. Т.XVI. № 11880].
28
Известны случаи обращения в христианство, стараниями немецких священников, татар (мусульман) в Крыму, мордвы и калмыков (ламаистов) в Поволжье.
В выводах некоторых исследователей [I—40. С.33; I—155. С.51] и, чаще, в краеведческой литературе [I—107. С.47], публицистике, отмечается «цивилизационная роль западноевропейских переселенцев». Такое предположение выглядит безосновательным, поскольку властным структурам был достоверно известен, тем более, в начале XIX в., реальный социальный состав и образовательный уровень переселенцев (сравнительно с иностранными специалистами петровских времен, приглашаемыми персонально). Дефиниция применима (и несомненна) лишь по отношению к культуре хозяйствования (земледелия, ремесел) и строительства [VI—2].
Практические мотивы составляют:
1. Земледельческий подъем целинных территорий. Первоочередную задачу освоения «наивыгоднейших к населению и обитанию рода человеческого полезнейших мест, до сего праздно остающихся», провозглашает текст Манифеста 1763 г. [I—79. T.XVI. № 11880]. Государство возлагало надежды на сельскохозяйственные умения колонистов; аграрная деятельность, после начального, самого трудного периода обустройства колоний, адаптации поселян к новым климатическим условиям, развивалась здесь успешно.
2. Создание хозяйственной инфраструктуры. П.А. Шафранов указывает на меркантилизм колонизационной политики, имея в виду вызов иностранцев с целью основания фабрик, мануфактур и введения новых видов обрабатывающей промышленности [I—105. С.5]. Государственный интерес подразумевал организацию на заселяемых территориях полного цикла хозяйственной деятельности — от земледелия, животноводства, через обработку продуктов, до транспорта и