Глава I. Киизуй как объект архитектурного исследования.
1
Введение. Жилище кочевых народов на протяжении длительного времени рассматривалось с различных точек зрения. В описаниях Геродота1 упоминается восточно-азиатское и центрально-азиатское кочевое жилище. Первым описанием таких жилищ, с точки зрения его обитателей, можно считать памятник рунического древнетюркского письма на плиггах Орхона и Енисея2 Позднее в европейских3, арабских4,
тюркских источниках5 освещались вопросы, связанные с историей жизни, социальным устройством кочевых народов. Все материалы содержат уникальные наблюдения и хроники об исторической эпохе описание ставки ханов, их повседневной и походной жизни, а также военноадминистративный характер устройства общества тюрко-монгольских народов. Ученые нового времени6 в своих исследованиях расширили
предшествующие описание еще и географическими особенностями региона, этнографическими аспектами быта народов, населявших Россию. Сопутствующие им лингвистические исследования представляют “опыты
? Доватур AÜ0L, Каллистов Д.П., Шишова А.И. Народы нашей страны в “истории“ Геродота. М., 1982., Геро-
;дотИстория: в 9 кн./ Пер. Ф.Г. Мищенко. М., 1886 ip.Qrhiin. BUN. Eski Turk yazitiari. Ankara. 1994. сП. s.269.
•г Пяллас EL Путешествие по разным местам Российского государства. СП б, 1786., Рубрук В., Путешествие в
восточные страны. СП б. 1911., Путешествие в восточные страны Плано Карпини и Гильема Рубрука. М., 1957. ■f ВДе-Фадлан. Путешествие ибн Фадлана на Волгу. M-JT., 1939.
5 Kasgarli Mah mut Divan u lugal-it Turk. Istanbul. 1970. s 130.,
6 Грумм-Гржимайло Г.Е. Западная Монголия и Урянхайский край. Л., 1980. т.З. вып.2., Алтынсарин И. ПСб. А-Ата., 1970., Бичурин НА Собрание сведений, о народах обитавших в средней Азии в древние времена, т.1. M-J1, 1956., Бартольд В.В. О колесном и верховом движении в Средней Азии. соч. т. 4 М., 1966., Валиханов Не полное ербрание сочинение, в 5-ти томах А-Ата., 1977., Гейнс А.К. Киргиз-кайсаки (в За>ральской степи) СП|б. т. 1. 1897., Диваев А.А. Этнографические материалы, сказки, басни, пословицы, приметы туземного населения Сыр-Дарвинской области. Ташкент 1893., Красокский М. Материалы для географии и статистики Рос-;сии' Область сибирских киргизов. СПб., 1880.ч.З., Катанаев Г.Е. Прииртьппские казаки и киргизы Семипалатинского уезда. / Зал. сиб. отд. РГО. 1885, Куфтин Б.А. Календарь и астронимы киргиз-кайсаков/ Этнографическое обозрение М., 1916., Каруц Р. Среди киргизов и туркмен на Мангышлаке СП б., 1911., Краснов A.ÏL Очерк быта Семиречснских киргиз / Изв. РГО. 1887 т. 23. вып. 4.. Маковецкий П.Е. Юрта / Зап. Сиб. Отд. РГО 1893. Кн. 13. Вып. 3., Потанин Г.Н. Зимняя поездка на озеро Зайсан./ Зап. РГО по общей географии 1867. Х.1.; Серошевский B.JL Якуты. С-Пет., 18%., и др.
15
.Л
Шест, стоящий в направлении юго-восток как передний угол жилища - пространство перед дверью, связанно с лошадью. В кииз уй на этом ^есгг^ может , Е|исеть или лежать сбруя, узда, седло и другие принадлежа рсги ддр1| лошади. У бурят такой шест называется
г
И
В “
и 5 I
лошадиным
1 и „ *
северо-восточного направления кииз уи, находилась саоа с
“зр-лу”
I
бурдюком для взбивания кумыса (молока лошади), который устанавливался на подставке с четырьмя ножками. В бурдюк вставлялся деревянный шест-взбивалка саба. Сверху она привязывалась к шестам уыкам. Суть движения-взбивания свидетельствует о динамике ее внутренней природы. Так, в нижней части взбивалка расчетверялась на шашечки30 Все шесты и ножки в кииз уй в нижней своей части вырезаны по форме конских копыт. Подобные преобразования (расчетверение) переносятся и на все пространство около взбивалки: образуют вокруг саба подставку с четырьмя копытцами или сам бурдюк, сшитый из кожи имеет четыре угла. Можно сделать вывод: чем более вещь отдаленна от действий ритуального центра, тем более она вещь, т.е. структурные качества вещи не используются, а присутствуют как форма.
В таком пространстве присутствует лошадиная тематика: взбивание кумыса, вырезание ножек по форме копыт, четверичность (четыре ноги) -все разрозненные формы есть качества одной порождающей основы. Кроме саба могла быть и “бала саба” букв, "ребенок саба" Таким образом, можно сказать, что все вещи этажерки, сундучок хозяйственной части имеют по четыре ножки и все они группируются как “четверящиеся” у шеста-центра, определяющего это направление угла.
Столб семейной “северо-западной” части стоит в “голове” территории, в которой есть семейная кровать, сундук, занавеска - шымылдык. Центр
I!
>1 і ?
•І '
, і
и * >
і*
I ісе^ш
Н ЭИ
(почггнрй І ршрряе
ЇГ
е
г- » <1 г <
СТОЯІЦІ
і раїгоав іею . был
их в
І І
япц^яуан ставится в изголовье кровати и соседствует с
\ тор- , Столб почетной части в юго-западном
самым видным и по размерам, а плотность вокруг
тоже
; была выше, чем около других.
Бау - веревка служит связующим материалом между конструктивными элементами жилища. Веревка последовательно соединяет секции стен канатов кереге и шестов уык, двери и стен между собой. Веревки различают как пестрые так и одноцветные. Веревка могла объединять как отдельные элементы, так и группу элементов, например, несколько юрт, связывая их одной границей на земле.
Внутри жилища бау-веревка или узорная лента свисает с шанырака с двух сторон на юге и на севере, чтобы их в ветренную погоду можно было соединить в центре с колышком. В повседневной жизни веревки разводят по обе стороны от шанырака к стенам по оси север-юг. Веревка может обозначать самостоятельную границу, когда путник ночевал в голой степи, то замкнутый круг из нее вокруг человека делил пространство на две части - как место ночлега - жилища.
Казык - колышек всегда соединяется с веревкой или “жел бау” (веревкой от ветра), находясь в центре, а при разметке земляной поверхности или уже после возведения жилища для стабилизации в ветреную погоду. Казык - каз.яз. это маленький кол, производная форма “казыктау” - привязывать что-либо к вбитому колу в земле он всегда
соединяется с поверхностью земли.
шштейи С.И. Мир кочевников центра Азии. М., 1991.
- Київ+380960830922