Ви є тут

Творчество самарских архитекторов Александра и Петра Щербачевых

Автор: 
Иванов Михаил Олегович
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
1999
Артикул:
1000232981
179 грн
Додати в кошик

Вміст

- 2 -
СОДЕРЖА Н И Е
ВВЕДЕНИЕ.................................................. 4
ГЛАВА 1. ИСТОРИКО-ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ
ТВОРЧЕСТВА САМАРСКИХ АРХИТЕКТОРОВ ЩЕРБАЧЕВЫХ......... 10
1.1. Архитектура и городская среда Самары
в 1890-1915 годы..................................... 10
1.2. Развитие архитектуры и градостроительства Самары
в 1920-1960-ые годы.................................. 26
1.3. Хронология творческих работ архитектора
Александра Щербачева................................. 39
1.4. Хронология творческих работ архитектора
Петра Шербачева..................................... 43
В ы в о д ы.................................•.................. 48
ГЛАВА 2. АРХИТЕКТУРНЫЕ ПРОЕКТЫ И ПОСТРОЙКИ АРХИТЕКТОРОВ
ЩЕРБАЧЕВЫХ........................................... 51
2.1. Архитектурно-проектная деятельность Александра Щербачева с 1890 гю 1900 годы........................ 51
2.2. Архитектурно-проектная деятельность Александра Щербачева с 1900 по 1912 годы........................ 57
2.3. Архитектурно-проектная деятельность Петра Шербачева с 1920 по 1940 годы........................ 65
2.4. Архитектурно-проектная деятельность Петра Щербачева с 1940 по 1960 годы........................ 73
В ы в о ды..................................................... Б4
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСТВА АРХИТЕКТОРОВ АЛЕКСАНДРА И
ПЕТРА ЩЕРБАЧЕВЫХ..................................... 85
3.1. Архитектурно-градостроительные проекты и постройки
архитекторов Шербачевых.............................. 85
- 3 -
3.2. Особенности архитектурно-планировочной структуры зданий, запроектированных архитекторами Щербачевыми.................................................. 118
3.3. Архитектурно-стилистические особенности застройки архитекторов Щербачевых...................................... 125
3.4. Особенности творчества архитекторов
Щербачевых.............................................. 143
В ы в о д .................................................. 149
3 А К Л Ю Ч Е Н И Е.......................................... 152
Л И Т Б Р А Т У Р А.......................................... 156
- 29 -
ватки нового жилья и обветшанием ранее построенного. В области градостроительства первые работы начались в 1918 г.. Была создана техническая комиссия по расширению планировки г. Самары. Этой комиссией была проделана большая работа по определению перспектив развития г.Самары. Её прогноз по количеству жителей оказался верен: "...можно принять, что лет через 30-40 население возрастет до 1 млн. человек и эту цифру придется положить в основание расчётов для расширения г.Самары" (из доклада губернского земельного отдела, апрель 1920 г.). Графических работ этой комиссии не сохранилось, но они послужили основанием для дальнейшей работы, которую возглавил профессор В.Н.Семёнов. В 1928 г. им был закончен проект "Большая Самара" , но ввиду необоснованного развития исторически сложившейся планировочной структуры города и недостаточной проработки вопросов развития, он не был утвержден. Продолжил работу А.А.Галактионов, предложивший "поточно-линейную схему" Милютина для развития г. Самары.
По этой схеме, одобренной Городским советом, и велась застройка района "Безымянки". Особенно удачной она оказалась для размещения эвакуированных заводов и жилья во время Великой Отечественной войны.
Решение отдельных жилых районов было подчинено принципам комплексной застройки с системой культурного и бытового обслуживания. Выли построены жилые комплексы у завода им. Масленникова (арх. Рут-нев), в районе станции "Пятилетка", по улице Первомайской (1935 г., арх. Г.Я.Вольфензон). Выдвигались идеи динамичного развития, приспособляемости архитектуры к новым условиям. Например,на заседании президиума Самарского Горсовета 29 марта 1927 года В.П.Блохин предлагает: "городское строительство нужно проектировать и производить с таким расчётом, чтобы в дальнейшем имелась возможность не занимать под постройки новые участки земли, — а надстраивать новые этажи над возведенными уже новыми постройками" (2.59., с.29).
В конце 20-х и первой половине 30-х годов в Самаре местными ар-
- 30 -
хитекторами П.Шербачевым, В.Суховым, Л.Волковым, А.Полевым, Н.Тели-циным и другими были построены здания, в которых нашли свое воплощение многие теоретические достижения советской архитектуры 1920-х годов. В них прослеживается простота и логичность решений как основа художественного воплощения идеалов нового строя.
Можно отметить несколько причин, определивших характерные особенности в застройке Самары в 20-30-ые годы. Одной из них можно считать то, что после революции Самара стала центром Средневолжского края, довольно большой территории от Пензы до Орска. Это определило широкое строительство крупных общественных зданий, таких как здание Управления Самарс-Златоустовской железной дороги (1927 г., арх. П.А.Н'ербачев), Лом Промышленности (1929-1933 гг., арх. В.К.Сухов),
Дом Социалистического Сельского Хозяйства (1932 г., арх. П.А.Шерба-чев), комплекс Дома Красной Армии (1930-1932 гг., арх. Г1. А.Щербачев), здание Крайисполкома (1930 г., арх. П.А.Щербачев), здание самарского телеграфа (1932 г., арх. М.П.Сорокин), клуб им. Дзержинского (1930-ые годы, арх. Д.А.Волков, Н.Г.Телицин), Дом специалистов (1934-1936 гг., арх. А.И.Полев), Фабрика-кухня (1930-1932 гг., арх. Е.Максимова), административное здание Управления МВД (1930-ые годы, арх. Д.А.Волков, Н.Г.Телицин), Яхт-клуб (1929 г., арх. П.А.Щербачев), Сборный пункт (1929-1930 гг., арх. П. А.О!ербачев), дома на пересечении улиц Д.Толстого и Молодогвардейской и улиц Чапаевской и Ленинградской (1930 г., арх. П.А.Шербачев). Поскольку подходы к проектированию рационалистической школы Н.Дадовского требовали специального изучения г проекты конструктивистов, особенно конкурсные, публиковались в "Современной архитектуре" и были доступны широкому кругу архитекторов страны, конструктивистские приемы были быстро усвоены самарскими архитекторами и успешно применялись ими на практике. Основная же масса жилых зданий была предельно упрощена, многие из которых запроектированы инженерами и техниками.