Ви є тут

Особенности архитектурной деятельности в условиях постиндустриального пространства

Автор: 
Жоголева Анна Владимировна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2009
Артикул:
296034
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОСОБЕННОСТИ АРХИТЕКТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
Структура диссертации 2
Введение 4
Глава 1. Историческая эволюция архитектурной деятельности в контексте генезиса социокультурных парадигм цивилизационного развития 11
1.1. Особенности архитектурной деятельности в социокультурной
структуре европейского сословного общества 14
1.2. Особенности архитектурной деятельности в социокультурной структуре российского сословного общества 24
1.3. Особенности архитектурной деятельности в социокультурной структуре европейского индустриального общества 29
1.4. Особенности архитектурной деятельности в социокультурной структуре российского индустриального общества 38
Выводы по Гой главе 45
Глава 2. Архитектурная деятельность как способ формирования архитектурной среды постиндустриального пространства 47
2.1. Экономические, социокультурные и пространственные особенности становящегося постиндустриального общества 51
2.2. Особенности архитектурной деятельности в структурах целостного программирования постиндустриального пространства 62
2.3. Инновационные линии развития архитектурной деятельности 71
2.4. Архитектурная деятельность средового подхода 81
2.5. Рационалистическая архитектурная деятельность 88
Выводы но 2-ой главе 93 •
3
Глава 3. Концепция архитектурной деятельности в постиндустриальном пространстве 94
3.1. Архитектурная деятельность в контексте архитектурно-коммуникативных сред постиндустриального пространства 98
3.2. Деятельностно-средовой подход в средствах межсубъектного
взаимодействия архитектурной деятельности 104
3.3. Объектно-средовое взаимодействие и субъектно-объектное
восприятие средствами архитектурной деятельности 125
3.4. Содержание и структура архитектурной деятельности (как
выражение субъектно-объекгно-средовых взаимосвязей средствами архитектурной деятельности) 139
Выводы по 3-й главе 146
Общие выводы 148
Библиографический список 151
26
В силу преобладания сельских занятий городского населения, особенности культуры российского сословного общества определяются слабо иерархическим характером городского общества и относительным индивидуализмом, в противовес западноевропейской жесткой иерархии и корпоративности [36, с. 195]. Каноничность и зависимость от византийских теологических ограничений дополнялись элементами традиционной русской культуры, большой акцент делается не на регламенты, а на нравственные качества человека, совершенствование, подчинение высшей цели служения Богу. Сельский, а стало быть, и городской быт, закрепленный сводом правил «Домостроя», был чрезвычайно консервативным, основанным на традиции. Такие особенности определили становление традиционно-ремесленной деятельностной программы российского сословного общества, основным принципом которого выделен принцип традиции (т.2, илл.12) [34]. В культуре российского сословного общества, так же как и европейского, можно выделить три начала: логическое, символическое, чувственно-образное, но вышеупомянутые факторы способствовали большему развитию двух последних.
Особенности архитектурной деятельности российского сословного города. Отсутствие теоретических трудов по архитектуре объясняется тем, что архитектор выступал как исполнитель, разработчик объектов, которые были увидены «духовным» взором. На Руси автором композиции считался не художник, а тот, кто «увидел» ее в божественном откровении, - «духовные старцы». Эта норма была зафиксирована в решениях русского Стоглавого Собора. Объект архитектурной деятельности формировался «по Образу и подобию Божьему» через чувственно-образное религиозное восприятие [40].
Проекгирование по канону архитектурных объектов к моменту становления российского государства стало дополняться элементами традиционного русского деревянного зодчества: планировочными правилами, шатровыми кровлями и декоративными элементами. С ростом притязаний русского православия на главенствующую роль происходит разрыв с канонизированными типами византийских церквей и идет возвращение к шатровым храмам)57].
27
Жилая застройка, церкви и прочие объекты создаются руками мастеров, объединенных в строительные артели традиционного типа. До конца XVII в. проектирование не выделялось из архитектурно-строительной деятельности, архитекторы именовались «каменных дел мастерами». Проектный чертеж, за редкими исключениями, отсутствовал, проект имел устную или договорную форму в виде «порядной записи», где оговаривались характеристики будущего объекта, сроки и стоимость работ. «Хранителями» архитектурных знаний были существующие здания, «по образцу» которых надлежало строить, основу обучения составляла преемственная передача знаний от мастера к ученику. Такая организация архитектурной деятельности воспроизводила архитектурные объекты, отвечавшие устойчивым требованиям общества, обусловленные типом быта, хозяйствования, мировосприятия, общения, которые в то время в России были весьма устойчивы. Через традиционные и рецептурные средства архитектурной деятельности субъекты архитектурной деятельности (заказчики и исполнители) создавали архитектурные объекты, отвечавшие национальным и региональным особенностям восприятия просгранства (т.2, илл.8-10) [9].
Особенности архитектурной деятельности российского сословного общества положены в основу традиционно-ремесленной программы архитектурной деятельности «архитектурная традиция» (т.2, илл.12), содержанием которой становятся богословие и традиция как способы предметизации архитектурного объекта. Строительная артель традиционного типа - организация субъектов архитектурной деятельности через средства - канон, архитектурную традицию и рецепт. Основные принципы программы:
1) архитектура как способ трансформации земного пространства в пространство небесное через усиление чувственно-образной составляющей: создание архитектурных объектов через «духовный взор» и «божественное откровение» и совершенствование духа, нравственных качеств человека;
2) дополнение способа проектирования по канону традициями русского деревянного зодчества;