- г -
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.
Часть I.
Введение ...................................................... 4-26
Глава I. ОБЗОР ТВОРЧЕСТВА МИКЕТТИ ДО ПРИЕЗДА В РОССИЮ 1704-1718 гг.
1.1. Приглашение в Россию ........................... 27-29
1.2. Истоки творчества Микетти ...................... 29-30
1.3. Первые самостоятельные работы Микетти .......... 30-35
Глава 2. РАБОТЫ МИКЕТТИ В РОССИИ (1718-1723 гг.)
2.1. Закладка и создание дворца и парка Екатерине нталь ....................................... 36-52
2.2. Создание дворцово-паркового ансамбля в
Ст ре льне ..................................... 53-71
2.3. Фонтанные композиции для Петергофа ............. 71-91
2.4. Работы в Летнем саду и участие в создании
Грота .......................................... 92-99
2.5. Проект конной статуи ............................... 99-102
2.6. Работы Микетти в Кронштадте ....................... 102-109
2.7. Анализ контрактов Микетти ......................... 109-112
2.8. Предложение о создании Академии художеств
в Петербурге ...................................... 112-116
Глава 3. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МИКЕТТИ В ИТАЛИИ ПОСЛЕ ВОЗВРАЩЕНИЯ ИЗ ПЕТЕРБУРГА (1723-1759 гг.)
3.1. Перестройка дворца Колонна в Риме ................. 117-119
Заключение .................................................. 120-123
Выводы ....................................................... 124-126
Ссылки и примечания ...................................... 127-143
Принятые сокращения ............................................ 144
- 3 -
Приложения
1. Список изученных фондов ............................ 145-146
2. Список литературы .................................. 147-160
3. Тексты документов .................................. 161-187
4. Хронология жизни и творчества Никола Ми-
кетти ............................................... 188-190
5. Список итальянских мастеров, работавших в
России в первой четверти ХУШ века ................... 191-196
6. Список иллюстраций ................................. 197-204
Часть П.
Перечень иллюстраций ....................................... 206-211
Иллюстрации ................................................ 213-290
- 19
там посвящены две статьи Е.И.Гавриловой "Ломоносов и основание Академии художеств" /31/ и "О первых проектах Академии художеств в России" /32/. В них дается анализ первых предложений о создании Академии, выдвинутых Ф.Е.Салтыковым, М.П.Аврамовым, Ф.Прокоповичем. Для нашей темы большое значение имеет рассмотрение в статье плана духовного училища Микетти и привязка его к предложению Ф.Прокоповича о создании "специального архитектурного комплекса с учебным и жилым помещениями", так называемого "Сада Петрова".
О педагогической деятельности Микетти в Петербурге, а также о его участии в различных комиссиях по оценке знаний первых русских архитектурных пенсионеров и о самом процессе обучения как у иностранных мастеров, так и в Канцелярии от строений говорится в статьях Е.А.Борисовой "Архитектурные ученики петровского времени и их обучение в командах зодчих-иностранцев в Петербурге" /33/ и "Архитектурное образование в Канцелярии от строений во второй четверти ХУШ века" /34/. Построенные на архивных материалах, в значительной степени приведенных впервые, работы характерны четкостью анализа и логичностью обобщений.
В статьях затрагивается жизненно важная для строительства петровского Петербурга тема - подготовка первых русских архитекторов, обучение их по европейским образцам лучшими европейскими зодчими, что наряду с посылкой русских пенсионеров на учебу за границу составляло неуклонный курс на создание своих отечественных кадров. Не случайно во всех договорах с иностранными мастерами, и особенно архитекторами, специально оговаривается пункт об обучении ими русских учеников. Плоды этой политики стали видны уже к концу жизни Петра I, когда Канцелярией от строений было уволено со службы большинство иностранных архитекторов. Определенную роль в этом сыграло и возвращение к этому времени на Родину из-за границы петровских пенсионеров, сразу же включившихся
20 -
в архитектурную деятельность. Именно на плечи М.Земцова, Т.Усова, П.Еропкина, И.Коробова, Ф.Исакова, Д.Елчанинова, Г.Небольсина и других молодых русских архитекторов легла ответственная работа по созданию зданий и дворцов, загородных усадеб и парков с фонтанными композициями - прославивших гармоничную красоту Петербурга.
Итогом большой исследовательской работы по изучению натуры, архивных документов и их четкого методологического анализа является статья Н.В.Калязиной "Монументально-декоративная живопись в дворцовом интерьере первой четверти ХУШ века" /35/, вышедшая в 1977 г. В статье убедительно, на большом количестве конкретных примеров, показана эволюция "русской монументально-декоративной живописи", причем особенно подчеркивается ее барочный характер именно в итальянском духе. Статья ванна не только тем, что раскрывает общее направление развития убранства интерьеров, но и тем, что дает углубленный анализ композиции живописи и лепного обрамления Белого зала Екатеринентальского дворца, выполненного по проектам, чертежам и рисункам Н.Микетти.
В 70-е годы выходят две работы эстонских исследователей, посвященные истории создания ансамбля Екатериненталя (современный Кадриорг в Таллине) - М.Лумисте "Кадриоргский дворец" /36/ и Л.КееуаШ'к "КаЦгГоги ]сгоош.1са 1718-1727 гг." /37/. Первая работа, написанная популярно, для широкого круга читателей, в то же время содержит глубокий архитектурный анализ ансамбля - как парка, так и дворца, включая его интерьеры. Вторая, предназначенная для специалистов по истории архитектуры, дает развернутую, хорошо аргументированную хронику создания ансамбля. В этой работе впервые высказано предположение, что Микетти был единственным автором дворца и его интерьеров, в том числе парадного Белого зала.
Большим вкладом в науку было появление в 1981 г. научного
- Київ+380960830922