Ви є тут

Проекционная геометрия архитектурного пространства

Автор: 
Горшкова Галина Федоровна
Тип роботи: 
Докторская
Рік: 
2008
Артикул:
295178
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..............................................................4
1. ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ И ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА ПРОСТРАНСТВА .*..........................................16
1Л. Мифологические образы пространства..........................17
1.2. Эзотерическая символика и семантика пространства...........27
1.3. Естественнонаучное познание пространства...................34
1.4. Архитектоническое постижение пространства:
геометрия, математика, искусство, архитектура...............41
Выводы по первой главе...............................................49
2. ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ СТРУКТУРИРОВАННОГО ПРОСТРАНСТВА (МСП).................................................53
2.1. Структура жизненного пространства..........................54
2.2. Планета Земля как матрица мироздания.......................71
2.3. Архитектура храмовых зданий как модель пространственно-временного мира.................................89
Выводы по второй главе..............................................107
3. ТРИЕДИНАЯ СИСТЕМА АРХИТЕКТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА: ЧЕЛОВЕК КЗДАНИЕ+ТЕРРИТОРИЯ........................................110
3.1. Пространственная система человека.........................113
3.1.1. Религиозное пространство человека.................113
3.1.2. Логическое пространство человека..................127
3.1.3. Человек как мера пространства.....................132
3.1.4. Взаимодействие человека с пространством...........141
3.2. Пространственная система зданий...........................145
3.2.1. Пространственная типология жилых и общественных зданий...................................................148
3.2.2. Пространственные закономерности и свойства зданий 162
3.3. Пространственная система территорий.......................174
)
3.3.1. Пространственно-временное формирование городов...177
3.3.2. Географическая геометрия территориальных образований.............................................187
Выводы по третьей главе...........................................193
4. ЭЛЕМЕНТЫ АРХИТЕКТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА...........................196
4.1. Форма...................................................199
4.2. Функция.................................................207
4.3. Пропорции...............................................216
Выводы но четвертой главе.........................................227
ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................230
ЛИТЕРАТУРА........................................................235
ПРИЛОЖЕНИЯ........................................................252
Приложение I. Список работ, опубликованных по теме диссертации....253
Приложение 2. Копия диплома международного конкурса, 1993 год.....260
Приложение 3. Копия диплома международного конкурса. 2003 год.....261
Приложение 4. Акт внедрения.......................................262
Приложение 5. Акт внедрения.......................................263
Приложение 6. Акт внедрения.......................................264
Приложение 7. Акт внедрения.......................................265
Приложение 8. Акт внедрения.......................................266
Приложение 9. Акт внедрения.......................................267
43
понимание пространства, поэтому применялась как для явных измерений, так и для тайных исчислений, коими выражалось мистическое единение всего небесного и земного. Эти расчеты , по-видимому, строились так, что числовая эманация всегда содержала своеобразную «квадратуру круга», объединяя числа иррациональные и рациональные, «кубические», «квадратные», «десятичные» [58, с. 68].
Вместе с тем, при строительстве пирамид использовалась единица длины, соответствующая как одному современному метру, так и 1/40000000 (или 1/ 4*10') части земного экватора, круг которого был исчислен давно [58, с.68]. Египетские жрецы сочетали учения о звездах с возвышенным культом Богов. Отсюда - прообраз Вселенной и дар Всевышнего Бога, заключенный в геометрии Великой пирамиды, или пирамиды Хеопса (Хуфу). Известно, что угол при основании в сечении этой пирамиды равен примерно 52°, а половина этого угла (26°), т. е. его биссектриса, совпадает с наклоном галереи, ведущей в царскую камеру [59, с. 150]. Исследование [51, т. 2, с. 297-303] показывает, что гармонические отношения определяют также и геометрию территории, на которой размещены три известные пирамиды в Гизе - Хеопса, Хефрена и Микерина, собственная геометрия которых определена рамками «золотого треугольника» с отношением сторон 3:4:5 [16, с.76, 113].
К третьему тысячелетию до пашей эры относятся дошедшие до нас мегалитические постройки, среди которых самым загадочным и примечательным является Стоунхендж. Это - не только обсерватория, но и святилище, где жрецы наблюдали за светилами и выполняли священные обряды. Исследование его геометрической' фигуры [59, с. 180] показало, что круг, лежащий в её основе, связан геометрическими отношениями также с невидимой «магической» пирамидой, подобной пирамиде Хеопса. Равно как и в Великой пирамиде существуют пространственные отношения с Великим кубом - Мерой великой пирамиды. Он очерчивает духовную ауру, где пребывает Великая пирамида [59, с. 70-71].
44
Древняя Греция. На одной из камей изображен Прометей в виде скульптора, собирающего человеческий скелет, на другой он собирает в одно целое человеческие члены, которые он изваял отдельно [94, с. 106-110]. На всех изображениях Прометей предстает ремесленником, формирующим только материальную оболочку человека, а не богом, одухотворяющим его. Эта роль, по мифологии, принадлежи!' Минерве, богине мудрости. Прометей, - говорит Овидий - размочив землю водой, вылепил из нее человека, по образу богов, и тогда, как у всех зверей голова вечно клонится к земле, человек может свободно поднимать свою голову к небесному своду и смотреть на звезды». Эта божественная устремленность вместе с пробуждением самосознания человека предопределила расцвет древнегреческого искусства и архитектуры как гармонии тела и его формы.' По выражению историка архитектуры О. Шуази [190, с. 386], глубокое знание формы, даваемой скульптурой, должно было также быть присуще архитектору; греческий архитектор — художник, сведущий во всех областях знания своего времени. Греки хорошо понимали пропорцию фи, так же, как египтяне и многие другие древние народы [51, т. 1, с. 217]. Платон впервые вводит понятие геометрического пространства -стихии геометрии как некого среднего между идеями и чувственным миром. Многогранники, «Платоновы тела» - особые формулы организации пространства [140, с. 101]. При относительно одинаковых планировочных и пространственных решениях зданий наблюдается гармоническое разнообразие основных ордерных элементов [145, с.38]. Композиционное построение (как в скульптуре, так и в здании) с использованием вписанных квадратов широко использовалось в античном мире [156, с. 21]. Античное пространственное искусство продолжало себя в единении со средой. Греки не представляли себе здание вне обрамляющего ландшафта и окружающих его других зданий. Они действовали в согласии с природной гармонией: листья симметричны, а дерево представляет собой уравновешенную массу. Симметрия управляет отдельными частями, но целое подчиняется только законам равновесия, которые можно выразить и как физический закон красоты, и как зрительный образ словом