2
СТРУКТУРА РАБОТЫ
Введение......................................................... 4
1.Предпосылки формирования особенностей храмостроения Северного Кавказа
1.1. Процессы формирования государственных объединений и этнические территориальные границы............................. 20
1.2. Общая характеристика дохрис тианских верований в традиционных культурах Северного Кавказа............................ 30
1.3. Святилища Северного Кавказа и их роль в территориально-
пространственной организации систем расселения............ 48
1.4. Хронология государственной и церковной деятельности по христианизации региона и процессы распространения христианства..................................................... 57
1.5. Историческая периодизация христианского храмоароения Северного Кавказа (VI- XVI вв.).............................. 78
Выводы по главе 1............................................. 90
2. Пространственная организация и формообразование храма в начальный период византийского влияния (У1-1Х вв.)
2.1. Роль первых объектов христианской культуры в территориальнопространственной организации поселений..................... 95
2.2. Своеобразные архитеюурные формы церквей..................... 107
2.3. Формирование типа одноапсидной зальной церкви............... 119
2.4. Истоки формирования региональных архитектурно-строительных предпочтений, архитектурной декорации и живописи............................................................. 129
Выводы по главе 2............................................. 135
3. Особенности строительства храмов по образцу у северо-восточных рубежей Византии в Х-ХИ вв. - в Алании, Зихии, Тмутаракани, Двалети и, Дидо, Нахче
3.1 Формирование традиций архитектурно-ландшафтног о местоположения храмов в структуре поселен и й..................... 139
3.2. Особенности пространственной организации храмов типа «свободный крест».................................................... 151
3.3. Особенности архизектуры храмов типа «вписанный крест»... 166
3.4. Базил и кал ьны й тил храм а................................ 188
3.5. Трансформации композиции одноапсидной зальной церкви
3.5.1. Трехчастный зальный храм.............................. 211
3.5.2. Однонефный зальный храм с выступающей апсидой 229
3.5.3. Однонефный зальный храм с вписанной апсидой 239
3.6. Способы привнесения образца и разбивка храма на местности 249
3.7. Конструктивно-тектонические особенности храмов и декор... 270
Выводы по главе 3................................................. 283
4. Регионально-этнические варианты христианскою храмостроения на территории Северного Кавказа в период Х1И-Х1У вв.
3
4.1. Особенности христианской обрядности на территории Северного Кавказа........................................................ 292
4.2. Развитие принципов расположения храма в природноландшафтном контексте............................................. 309
4.3. Варианты «народного» храмостроения как проявления религиозных котами наций в архитектурном формообразовании храмов
4.3.1. Храмостроение на территории Ингушетии.................. 328
4.3.2. Храмостроение на территории Осет ии.................... 338
4.3.3. Храмостроение на территории Балкарии................... 346
4.3.4. Храмостроение в предгорьях Северного Кавказа......... 351
4.4. Сакральные модульные размеры в храмостроительстве Северного Кавказа ХП1-Х1У вв............................................. 358
4.5. Влияние культурного взаимообмена на поиски тектоники и внешнего облика храма............................................. 371
Вывода по главе 4................................................. 386
Заключение........................................................... 392
Библиография......................................................... 411
Приложение 1. Примечания............................................. 462
Приложение 2. Список памятников Северного Кавказа, охваченных исследованием.......................................................... 479
Приложение 3. Список работ, выполненных автором на основе и с использованием научных положений и рекомендаций, содержащихся в
диссертации.......................................................... 483
Том 2.
Приложение 4. Проверка меры точности выявленных модулей в памятниках, охваченных исследованием..................................... 1
Приложение 5. Список источников планировочных параметров храмов, представленных в исследовании.................................... 15
Приложение 6. Иллюстрации........................................ 19
60
В У11-1Х вв. в Северном Причерноморье и на Северном Кавказе образовались епархии, подчиненные Константинополю: Херсонская, Боспорская, Сугдей-ская, Готская (Крым), Зихско-Маграхская, Никопсийская, Себастопольская Автокефалия и Лазская митрополия. В 741-775 гг. - началось движение иконоборчества в Византии, и в связи с этим - эмиграция монахов в Херсонес, Боспор, Никоп-сию, Абазгию, и как следствие, возникновение пещерных монасгырей вИнкерма-не и т.д. Например на Северный Кавказ сослан был Максим Исповедник и его единомышленники [375, С.56-59], что несомненно способствовало более интенсивным проповедям христианства в регионе. В VII-VIII вв. Херсонская и Боспорская епархии охватывали всю Гаврику (Крым). На рубеже VII - VIII вв. в Хазарском каганате, включившем теперь в свой состав и Гаврику, начался процесс оседания кочевых и полукочевых племен, потерявших под давлением хазар свои исконные земли в Предкавказье. Движение нового населения в Крым шло со стороны Тамани и с Кавказа. В потоке переселенцев вместе с булгарами, носителями салтово-маяцкой археологической культуры, двигались также и сугды (синды, со-гдианы), как византийцы называли низовых прикубанскнх адыгов, исконно обитавшие на землях древней Синдики (современный Анапский район Краснодарского края) В начале VIII в. была основана Сугдейская епархия ( центром являлся нынешний п.Судак) [163, С.70-72; 164, С. 10-11]. В VIII в. была основана Готская епархия, ее первый епископ - Иоанн Готский был рукоположен в Мцхете католикосом Грузии в 7591' [783, С.573-590]. В 830-е гг. Визан тия вновь укрепляется в Херсонесе-ее политическом и военном форпосте в Северном Причерноморье.
Появление епархии в Зихии в У1в. было связано с попыткой Византии распространить христианство среди обитавших в западной части предкавказской степи утигурских родоплеменных групп и завершить христианизацию южных соседей зихов абхазов. I отовясь к войне с Ираном, Византия стремилась заручиться союзом с кочевниками предкавказских степей и горцами Кавказа, основанным на общности веры. В самом начале царствования Юстиниана 1 христианство принял верховный вождь ут игу рекой конфедерации Горда (по Феофану, в 527/28 г.), который попытался христианизировать подчиненные ему племена в Северном Причерноморье. Попытка Горды закончилась для него и для империи весьма печаль-
61
но: он был убит своими восставшими соплеменниками, а Боспор был ими захвачен и разгромлен; Византии пришлось восстанаативать укрепления города и возвращать свое влияние на окружающие его утигурскис племена [731, С.26-27, 50-51]. Первым свидетельством существования в Зихии особой церковноадминистративной организации (епархии) является подпись ее главы, епископа Дамиана, под постановлениями поместного собора Константинопольской патриархии 536 г. провозгласившего патриархом архиепископа Мену. Епархиальный центр был размещен тогда в Фанагории, через которую осуществлялись все основные связи Боспора, а соответственно и Византии, с кочевыми племенами, обитавшими в северокавказской степи, и с населением причерноморских территорий. Свидетельством этого является подпись епископа Фанагории Иоанна под документами патриаршего синода, проходившего в 519 г.[799, С.1327]. На рубеже 20-30-х гг. VI в. Фанагория и соседний с нею шрод Кепы были разрушены кочевниками и не восстанавливались в течение длительного времени [566, С.383-384]. Вероятнее всего, в Константинополе решили, что жители этой территории вполне могли обслуживаться кафедрой Боспора. Новая епископия, рассчитанная на население Предгорий Кавказа и Причерноморья, была основана значительно южнее Фанагории, в горной части Кавказского побережья, в устье реки Нечепсу-хо, где существовало селение, отмеченное в перипле Псевдо-Арриана под именем Старая Лазика. Поселок епархии, по-видимому, от названия реки и долины, по которой она протекает, получил название - Никопсис [372, С.58]. В грузинском источнике конца VIII в. этот поселок назван «греческой гаванью», что, но мнению А.
B. Гадло, отражает политическую ориентацию центра епархии и состав обитавшего вокруг него населения [162, С.93-1061. Епархия же с VI в. неизменно во всех источниках фигурирует под названием Зихская, что указывает на реальное местоположение ее центра и миссионерскую направленность.
В епархиальном списке, близком ко времени VI Вселенского собора (680 -681 гг.), Зихскими уже именуются три епархии, непосредственно подчиненные патриарху Константинополя: Херсонесская, Боспорская и Никопсийская [799,
C. 1329-1330]. В начале УШв. Херсонесская и Боспорская епископии упоминаются уже в составе Зихской епархии с центром в Никопсисе. Связано это было с пере-
- Київ+380960830922