О г л а в л е н н е :
Введение.
Глава 1. Основные категории и типы исторически сложившихся площадей Москвы.
1.1 Общая характеристика московских площадей и их современное состояние.
1.2 Категории и типы площадей.
1.3 Обоснование выбора объектов для детального исследования (3 группы по 3 площади)
Глава 2. Метод картографического исследования исторической эволюции московских площадей.
2.1 Характеристика картографических материалов по истории города.
2.2 Обоснование выбора карт и описание метода компьютерного картографичесного исследования.
2.3 Результаты исследования избранных 9 исторически сложившихся площадей.
2.3.1 Группа «Спартаковская, Лефортовская, Госпитальная».
2.3.2 Группа «Тверская застава, площадь Борьбы, Миусская».
2.3.3 Группа «Лубянская, Сретенские ворота, Сухаревская».
Глава 3. Принципы и приёмы восстановления и реконструкции московских площадей.
3.1 Анализ и перспективы развития исследованных исторически сложившихся площадей.
3.1.1 Г руппа «Спартаковская, Лефортовская, Госиитальная».
3.1.2 Г руппа «Тверская застава, площадь Борьбы, Миусская».
3.1.3 Группа «Лубянская, Сретенские ворота, Сухаревская».
3.2 Основные принципы восстановления и реконструкции исторических площадей Москвы.
3.3 Набор и комбинаторика средств архитектурного и ландшафтного дизайна.
Выводы.
Библиография.
Введен не.
Определение степени ценности архитектурного наследия города с многовековой историей, ставшего крупным мегаполисом, имеет основополагающее значение при решении вопросов его реконструкции, перепланировки и нового строительства.
Что является мерилом ценности средового пространства любого исторически сложившегося города? Это памятники архитектуры и градостроительства, к которым относятся площади со своей планировочной структурой, сложившейся в процессе исторического развития.
Актуальность исследования исторических площадей Москвы подтверждает тот факт, что планировочная структура города, особенно во второй половине XX века, активно преобразовывалась.
На сегодняшний день в современной структуре Москвы сохранилось очень мало исторически сложившихся площадей и открытых пространств, которые не претерпели бы каких-либо значительных изменений в своей организации и планировочной структуре.
При ознакомлении с новым генеральным планом Москвы видно, что много новых крупных объектов, которые предполагается возвести до 2020 года, будут расположены непосредственно на исторически сложившихся открытых пространствах, как над землёй, так и в подземной части. Практически каждая из крупных московских площадей, согласно новому плану, подлежит серьёзной реконструкции. Но в настоящее время проблема исторических площадей в аспекте реконструкции и реновации практически не рассматривается.
Сокольническая застава - название частично застроенного свободного пространства напротив входа в парк.
Стромынская площадь - в настоящее время часть улицы Стромынка, напротив ДК Русакова.
Хамовническая площадь - находилась на участке современного Садового кольца между Новым Арбатом и площадью Смоленская-сенная от неё начинался Проточный переулок.
Хитровская площадь - место Хитрова рынка, в 30-е годы была застроена.
Планировочная структура Москвы с середины 30-х годов стала подвергаться глубокой реконструкции, пик которой пришёлся на 60 - 70 годы XX века. В процессе нового строительства были снесены целые кварталы, расширены и спрямлены
улицы, прорублены новые магистрали, построены крупные транспортные развязки в ущерб многим исторически
сложившимся площадям скверам и бульварам. В результате
чего их структура была сильно изменена, а местами и уничтожена.
Ярким примером может служить строительство в конце 60-х проспекта Калинина (ныне улица Новый Арбат), в результате которого исчез целый квартал называемый «Собачьей площадкой» со всей внутренней инфраструктурой: площадью, сквером и фонтаном, также распалась структура и связи исторической Арбатской площади.
Реконструкция Пушкинской площади, начавшаяся с середины 30-х годов, когда был снесён Страстной монастырь, также негативно отразилась на её композиционном единстве. Она разрослась настолько, что распалась связь её окружения, а само пространство оказалась разделено «водоразделом» проходящим по Тверской улице. В результате чего не
видна противоположная сторона площади, со стороны бульвара. До постройки под площадью разветвлённой сети подземных переходов ещё сохранялась визуальная связь её открытых пространств за счёт перемещения людских потоков с одной стороны на другую. В настоящий момент интенсивное движение транспорта, как по периметру площади, так и непосредственно по Тверской улице, только усиливает эффект разделения изначально единого объёма на более мелкие агломерации. Основная доминанта участка - памятник
A.C.Пушкину практически не различим на фоне крупномасштабных рекламных носителей во множественном числе занимающих крыши и фасады близстоящих зданий, фонари, стойки и растяжки над площадью.
В конце 90-х годов в связи со строительством третьего транспортного кольца площадь Рижского вокзала была реконструирована. Сквер, находящийся на площади, потерял свою камерность и основные функции. Он оказался отрезан транспортными развязками, а людские потоки, визуально связывавшие большое открытое пространство, теперь
пользуются подземным переходом, который, несомненно,
является благом для пешеходов при очень интенсивном движении на площади.
Существующий сквер окончательно потерял свою функцию зелёной зоны отдыха на привокзальной площади, а также транзитную функцию т.н. островка безопасности, для людского потока от рынка и станции метро до вокзала. Сама же привокзальная площадь превратилась в крупную транспортную развязку. Влияние транспорта на структуру площади, по видимому, будет только нарастать, вплоть до потери её прямых функций привокзальной площади, в связи с желанием
/з
- Київ+380960830922