Ви є тут

Архитектура монастырей Западной Сибири (XVII-XX вв. )

Автор: 
Кривоносова Марина Анатольевна
Тип роботи: 
диссертация кандидата архитектуры
Рік: 
2003
Кількість сторінок: 
275
Артикул:
184394
179 грн
Додати в кошик

Вміст

АРХИТЕКТУРА МОНАСТЫРЕЙ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ (ХУП-ХХ вв.)
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение
I ГЛАВА
Основание и распространение монастырей на территории
Западной Сибири
1.1 Историко-генетические и социально-экономические основы возникновения монастырей в Сибири.
1.1.1 Общие сведения о генезисе монастырей мировых конфессий и православных монастырей в Сибири.
1.1.2. Социально-экономические предпосылки основания и развития монастырей на территории Западной Сибири.
1.2 Роль монастырей в освоении и ассимиляции населения Западной Сибири.
1.2.1 Первые монастыри и освоение Сибири.
1.2.2 Этнический анализ и распространение вероисповеданий на территории Западной Сибири.
1.3 Исторические модели и этапы развития сибирских монастырей. Выводы
II ГЛАВА
Роль МОНАСТЫРЕЙ В ФОРМИРОВАНИИ АРХИТЕКТУРНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ
СРЕДЫ
2.1 Ландшафт и объемно-пространственные композиции монастырей.
2.2 Корреляция архитектурно-пространственных композиций ансамбля монастыря и города.
2.3 Функционально-планировочная организация монастырей.
Выводы
Стр.4
Стр. И Стр. 15
Стр.26
Стр.31
Стр.42
Стр.54
Стр.56
Стр.65
Стр.76
Стр.92
2
П1ГЛАВА
Архитектурно-планировочные композиции монастырей, стилевые ОСОБЕННОСТИ, ТИПОЛОГИЯ СООРУЖЕНИЙ
3.1 Типы архитектурно-планировочных композиций монастырских ансамблей. Стр.94
3.2 Особенности стилевых направлений в зодчестве монастырей. Стр. 105
3.3 Типология сооружений монастырского комплекса.
3.3.1 Типология зданий и сооружений деревянных монастырей XVII столетия.
3.3.2 Типология зданий и сооружений каменных монастырей XVIII-XIX вв.
- ограждающие и оборонительные сооружения;
- сакральные сооружения;
- административно-общественные сооружения;
- жилые здания;
- хозяйственно-производственные строения;
- комплексные сооружения;
- сооружения промышленной зоны.
Выводы
IV ГЛАВА
Современное состояние монастырских ансамблей
4.1 Возрождение исторических монастырей в конце XX в. - начале
XXI в., их реставрация и реконструкция. Стр. 169
4.2 Создание и строительство новых монастырей в конце XX в. - начале XXI в., их функциональные особенности и пути развития. Стр. 184
Выводы Стр. 189
Заключение и обобщающие выводы Стр. 190
Список литературы Стр. 192
Список публикаций Стр.204
Приложение I Стр.205
Приложение II Стр.213
Приложение Ш Стр.219
Стр. 141
Стр. 145
Стр. 145 Стр. 149 Стр. 158 Стр. 161 Стр. 163 Стр. 164 Стр. 166
Стр. 167
монастырь был закрыт за бедностью в 1777 году, а принадлежащий ему храм сделался приходским. В кельях поселялись посторонние. Служители развели в ограде огороды, нередко раскапывали могилы. Ограду развалили и растаскали на дрова.
Кузнецкий Христорождественский мужской монастырь так же был оставлен за штатом на своем содержании. В октябре 1769 г. за неимением в нем монашествующих был упразднен. Церковь монастыря сделалась приходскою. [12]
В отличие от европейской России, где получают распространение лавры, монастыри 1-го, 2-го и 3-го класса, в Сибири, после секуляризации богатые обители обретают статус 3-го порядка. Большинство монастырей так же осталось «за штатом», из которых значительное количество позже прекратило свое существование.
Единственный, выросшим в своем статусе, оказался Верхотурский НИКОЛАЕВСКИМ мужской МОНАСТЫРЬ. По штатам 1764 г. положенный в 3-м классе, в 1853 г. он был возведен на степень 2-го класса с тем, чтобы дополнительное число братии этого класса получало содержание из собственных средств монастыря, без пособия от казны. В более поздний период (конец XIX в.), монастырь упоминается первоклассным.
Следует отметить, что при секуляризации отбиралась не вся земля. Монастыри приспособились к новым условиям. Правительство шло им навстречу, давая разрешение на приобретение земель.
Так в 1764 г., в связи с реформой секуляризации, в КОНДИНСКОМ ТРОИЦКОМ МОНАСТЫРЕ был учрежден штат третьего класса; Братия и служители стали получать казенное жалование, а все земельные вотчины и угодья монастыря передавались в ведение Коллегии экономии. Однако через некоторое время, учитывая особое местоположение обители и ее роль в миссионерской деятельности на Обском Севере, некоторые владения были ей возвращены. Тем не менее, монастырь постепенно приходил в упадок. В 1891 г. было принято решение преобразовать Троицкий мужской монастырь в женский с подчинением его ИОАННО-ВВЕДЕНСКОМУ женскому МОНАСТЫРЮ под Тобольском. В распоряжение Ио-анновской обители, поступили постройки, имущество, земельные и рыбные угодья, ранее принадлежавшие Кондинскому монастырю.
Основание монастырей продолжалось. После введения штатов было разрешено создавать женские общины, являвшиеся этапной ступенью монашества и, в последствии, получавшие статус монастырей. При этом ставилось условие новому
21
монастырю, чтобы он учредил при себе какое-либо богоугодное заведение - богадельню, приют, училище, лечебницу и т.п. [114] Учреждение женских общин объясняет возникновение значительного числа монастырей в Х1Х-м столетии.
Монастыри в период 1861-1917 гг. уже пользовались поддержкой правительства и императора.
На примере старейшего ВЕРХОТУРСКОГО НИКОЛАЕВСКОГО МОНАСТЫРЯ можно проследить его периоды угасания и процветания, на что оказал влияние целый рад факторов. До 1704 года монастырь был известен мало, источников к обогащению никаких не было. С этого же времени монастырь начинает пользоваться большей известностью и доходами и украшаться каменным строением. Причиной оживления монастыря послужило перенесение 12 сентября 1704 года честных мощей св. праведного Симеона Чудотворца из села Меркушино за полсотни верст от Верхотурья.
Это событие стало привлекать в обитель издалека богомольцев. [63] Таким образом, она получила большую известность и до некоторой степени оживление в материальном отношении.
С наступлением третьего столетия своего существования, с умножением населения в окрестностях Верхотурья, улучшением транспортных путей и процветания деятельности настоятелей, появились в монастыре каменные постройки - храм и два корпуса Со второй половины XIX столетия обитель достигла наибольшего благоустройства, но в материальном отношении еще была ограничена штатом.
С преобразованием Николаевского монастыря из штатного в общежительный с 1 января 1894 года, в нем быстро возросли темпы строительства, стали благоустраиваться храмы. Называясь «Сибирской Лаврой», обитель стала известна не только в Сибири, но и по всей обширной России.
Социальное содействие монастырей населению заключалось в страховании старческой жизни, сиротства, инвалидности и помощи в экономическом становлении населения округи. «Иногда монастырь строился, - писал В. О. Ключевский, -при содействии целого общества, городского или сельского. Монастырь был нужен городу и сельскому округу, чтобы обывателям было где постричься в старости и при смерти и «устроить душу» посмертным повиновением». [42]
22