Ви є тут

Эволюция идей прагматизма в архитектуре Запада : На примере США и Швеции

Автор: 
Птичникова Галина Александровна
Тип роботи: 
На примере США и Швеции
Рік: 
2005
Кількість сторінок: 
304
Артикул:
184350
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
* ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ........................................................4
ГЛАВА 1. ИСТОКИ И ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕНДЕНЦИЙ ПРАГМАТИЗМА В АРХИТЕКТУРЕ ЗАПАДА
1.1. Влияние капиталистических форм организации экономической ^ деятельности и религиозно-этических принципов протестантизма на
прагматизацию мышления в западном обществе..................16
1.2. Возникновение массового общества и массового потребителя архитектуры.................................................24
1.3. Рождение философии прагматизма и ее целевые установки для архитектуры.................................................30
1.4. «Архитектура прагматизма». «Прагматический подход» в теории
* проектирования...............................................42
Выводы......................................................50
ГЛАВА 2. ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЯЗИ МЕЖДУ АРХИТЕКТУРОЙ И ФИЛОСОФИЕЙ ПРАГМАТИЗМА
2.1. «Чикагская школа архитектуры» и «Чикагская школа прагматизма»................................................54
2.2. «Прагматический фундамент» функционализма..............68
2.3. Влияние положений философии прагматизма на архитектуру американских университетов/ «воспитание средой».............81
2.4. Идеи неопрагматизма в формировании американского постмодернизма..............................................89
Выводы......................................................99
ГЛАВА 3. ПРАГМАТИЧЕСКИЙ МЕТОД В ТВОРЧЕСКОМ
* ПРОЦЕССЕ В УСЛОВИЯХ РЫНКА
3.1. Архитектура как товар.................................101
3.2. Фактор конкурентоспособности и «имиджевая архитектура».... 112
3.3. «Архитектура для удовольствия»........................132
3.4. «Романтизирующий прагматизм»..........................144
3.5. Плюрализм в формообразовании..........................151
Выводы.....................................................157
#
I
3
► ГЛАВА 4. ИЗМЕНЕНИЯ В СОДЕРЖАНИИ И ФОРМЕ
АРХИТЕКТУРНОЙ ПРОФЕССИИ
4.1. Архитектор как предприниматель на профессиональном
рынке...................................................160
4.2. Взаимодействие с потребителями архитектуры и
Ф «партиципация»..........................................167
4.3. Деловое партнерство в архитектурной практике.......179
4.4. Феномен «архитектурных звезд» и транснационализация архитектурных услуг.....................................189
I Выводы..................................................199
ГЛАВА 5. НЕОПРАГМАТИЗМ В АРХИТЕКТУРЕ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ: НОВЕЙШИЕ ТЕНДЕНЦИИ
5.1. Зрелищность среды в «обществе Зрелищ»..............201
5.2. Спрос на образы и «архитектурная эмуляция».........212
# 5.3. «Диснеезация» архитектуры: прагматическая утопия...219
5.4. Поиски «формулы архитектуры» в эпоху глобализации..232
Выводы..................................................238
1 ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................240
БИБЛИОГРАФИЯ...............................................245
ПРИЛОЖЕНИЯ.................................................266
*
»
I
развитие архитектуры основывается на взаимодействии только элитарного и традиционного слоев [65]. Однако, на наш взгляд, современная западная архитектура имеет взаимосвязанное развитие всех трех слоев. Говоря о популистском слое архитектуры, можно назвать его низовым. По низовой не обязательно значит— низкопробный. В ряде случаев тенденции, присущие популистскому слою, начинают оказывать влияние на авангардную архитектуру4.
Архитектура XX века впервые столкнулась с неведомым прежде феноменом массового, анонимного потребителя и разнообразием вкусовых ориентаций и субкультур. Это был шаг от абстракции и канонов «хорошего вкуса» к пестрой действительности, в которой смешалось и прекрасное, и безобразное. Р.Вентури в своей книге «Сложности и противоречия в архитектуре» (1966) развенчивал традиционную профессиональную замкнутость и «исключительность», которые оторвали архитектурный цех от массовых реальных предпочтений [290]. В этой теоретической работе были сформулированы принципы "включающего’' (инклюзивного) подхода к проектированию. Здесь уместно привести его ставшее знаменитым высказывание: «В архитектуре мне нравятся сложности и противоречия. Я не люблю ни произвола или бессвязности малограмотной архитектуры, ни сложности манерно-изысканной живописи и экспрессионизма... Ложная сложность недавно возникла в противовес ложной простоте раннего периода современной архитектуры..., но она представляет собой формализм нового типа, столь же оторванный от действительности, как и прежний культ простоты.... Мне нравится сложная и противоречивая архитектура, опирающаяся на все богатство и многозначность современного опыта, включая и опыт, присущий искусству. Я скорее за богатство значений, чем за ясность значения; за неявную функцию, так же как за явную функцию. Я предпочитаю и то, и другое, а не «или то, или
4 Такие явления наблюдаются в творчестве Р.Вентури, М. Грейвза. Р. Стерна.
другое» - черное и белое, а иногда серое, а не черное или белое» [290, с. 127]. Отход от образа потребителя как "усреднённого горожанина", который покорно, бессловесно и благодарно принимает научно изготовленную, дозированную и гигиеническую "архитектурную пищу" стал одной из наиболее ярких черт постмодернизма. Он привлек архитектора-профессионала к заинтересованному вниманию к потребностям и вкусам массового потребителя, а иногда и к прямому сотворчеству с ним.
Таким образом, результатом появления массового общества явилось расслоение потребителей архитектуры, а, следовательно, и появление определенных архитектурных слоев. Элитарный, традиционный и популистский слои рассчитаны на потребности и вкусовые предпочтения своих заказчиков - культурной элиты общества, «высшего среднего класса» и «низкого среднего класса». Вместе с тем между этими слоями нет достаточно резких границ. Под воздействием неизбежной коммерциализации общественных отношений рафинированная «высокая» архитектура часто тиражируется и переходит в более низкие слои, «фольклоризируется». В свою очередь массовый потребитель также порой оказывает влияние на тенденции развития высшего слоя архитектуры, что способствует освобождению профессионального формотворчества от принятых канонов и нахождению неожиданных подходов и форм.
1.3. Рождение философии прагматизма и ее целевые установки
для архитектуры
Большое значение для распространения мировоззрения, носящего прагматическую окраску, имело его философское осмысление. В конце XIX
в. в США родилось новое философское направление - прагматизм, который впоследствии получил свое развитие и в ряде других западных странах.