2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.....................................................6
1. Морфологический анализ исторической застройки Смоленска XII — XX вв...................................................18
1.1. Влияние градостроительных и исторических факторов на историческую застройку........................................18
1.2. Морфологические особенности исторической застройки......23
1.3. Развитие морфологических особенностей исторической застройки.....................................................41
1.4. Структурно-системный анализ морфологии
ансамблей.....................................................59
1.5. Взаимосвязь между исторической застройкой и средой.......70
2. Композиционный анализ исторической застройки Смоленска XII - XX вв.........................................96
2. 1. Образно - содержательные характеристики исторической застройки.....................................................96
2. 2. Формально - композиционные характеристики исторической застройки....................................................118
2. 3. Метафоры исторической застройки........................135
2. 4. Влияние ландшафта на историческую застройку............149
3. Морфологические и композиционные аспекты исторической застройки Смоленска (ХП -XX вв.).............................161
3.1. Морфологические аспекты исторической застройки..........161
3.2. Образно - содержательные аспекты исторической
застройки....................................................170
3.3. Формально - композиционные аспекты исторической застройки......................................................181
3.4. Аспекты взаимосвязей между исторической застройкой и ландшафтом.....................................................188
Заключение.....................................................195
Список использованной литературы............................. 197
Приложения (том II)
Приложение 1. Современные виды Смоленска.........................5
Приложение 2. Дореволюционные виды Смоленска....................18
Приложение 3. Краткое описание исследуемых 50 памятников архитектуры.....................................................31
Приложение 4. Исследование морфологии памятников архитектуры.....................................................45
П. 4. 1. Исследование морфологии храмов сер. 12 - нач. 13 в.....46
П. 4. 2. Исследование морфологии крепостных башен (военно-оборонительное строительство 1596- 1600 гг.)............66
П. 4. 3. Исследование морфологии храмов кои. 17 - кон. 18 в.....76
П. 4. 4. Исследование морфологии храмов кон. 18 - нач. 19 в.....98
П. 4. 5. Исследование морфологии жилых домов кон. 18 - вт.
пол. 19 в......................................................110
П. 4. 6. Исследование морфологии жилых домов кон. 19 - нач.
20 в...........................................................123
П. 4. 7. Исследование морфологии общественных зданий сер. 19 - сер.
20 в...........................................................137
П. 4. 8. Исследование морфологии жилых домов сер. 20 в .......156
45
Ведущей на сводном графике 4 по своим значениям является линия, обозначающая параметры «слоя» силуэта. На втором-месте линия, обозначающая параметры «слоя» общей формы. Третье место - линия, обозначающая параметры «слоя» вертикальных членений. Линия, обозначающая параметры «слоя» проемов, на четвертом месте.
Совпадение и близость параметров на участках линий говорит о цельной организации материи архитектурной формы, об организации тождеств. Анализ выявил наличие одинаковых морфологических значений - Ис = 53, N0 = 15, N0 = 27, № = 12 и Ив = 15, Ип = 8 и Ып= 12. Морфологические тождества организовывали в единое целое комплекс храмов вт. пол. 18 - нач. 19 в.
Найдем закономерности морфологии жилых домов кон. 18 века - вт. полов. 19 века (жилые малоэтажные дома) - (морфология комплекса- 4-я стадия структурно - системной иерархии архитектурной среды). Какие внутренние морфологические связи между зданиями, объединенными в комплекс, прослеживаются при анализе алгоритма структуры каждого здания?
Рассмотрим сводный график 5 (рис 1. 7). На сводном графике 5 видно, что нет пересечений линий, отмечающих параметры рассматриваемых слоев. Это свидетельствует о том, что дома принадлежат единой типологической системе.
Ведущей на сводном графике 5 по своим значениям является линия, обозначающая параметры« слоя» силуэта. На втором-месте линия, обозначающая < параметры «слоя» проемов. Третье место - линия, обозначающая параметры «слоя» вертикальных членений. Линия, обозначающая параметры «слоя» общей формы, на четвертом хчесте.
Совпадение и близость параметров на участках линий говорит о цельной организации материи архитектурной формы, об организации тождеств. Анализ выявил наличие одинаковых морфологических значений - 14с =11, N0 =4, №=6, N11 = 6, Ип = 7. Морфологические тождества организовывали в единое целое
46
комплекс ЖИЛЫХ ДОМОВ КОН. 18 - ВТ. пол. 19 в.
Найдем закономерности морфологии жилых домов кон. 19 - нач. 20 в. (жилые малоэтажные и средней этажности дома в линиях сплошной застройки). Эти дома образовывали комплекс (4-я стадия структурно - системной иерархии архитектурной среды). Какие внутренние морфологические связи между зданиями, объединенными в комплекс, прослеживаются при анализе алгоритма структуры каждого здания?
Рассмотрим сводный график 6 (рис. 1. 8). На сводном графике 6 видно, что нет пересечений линий, отмечающих параметры рассматриваемых слоев. Это свидетельствует о том, что дома принадлежат единой типологической системе.
Ведущей па графике 6 по своим значениям является линия, обозначающая параметры« слоя» силуэта. На втором месте - линия, обозначающая параметры «слоя» проемов. Третье место - линия, обозначающая параметры «слоя» вертикальных членений. Линия, обозначающая параметры «слоя» общей формы, на четвертом месте.
Совпадение и близость параметров на участках линий говорит о цельной организации материи архитектурной формы, об организации тождеств. Анализ выявил наличие одинаковых морфологических значений - № =13, N0 = 3, N0 =5, Ив = 6, Ив = 7, Ил = 6, Ип = 7. Морфологические тождества организовывали в единое целое комплекс жилых домов кон. 19 - нач. 20 в.
Каковы же закономерности морфологии общественных зданий сер. 19 -сер. 20 в. (морфология комплекса - четвертая стадия структурно-системной иерархии архитектурной среды)? Выясним, какие существуют внутренние морфологические связи между зданиями, объединенными в комплекс.
Рассмотрим сводный график 7 (рис/ 1. 9). На сводном графике 7 видно, что нет пересечений линий, отмечающих параметры рассматриваемых слоев. Это свидетельствует о том, что общественные здания принадлежат единой та-
- Київ+380960830922