- 2 ~
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
ВВЕДЕНИЕ
0.1. Объект исследования и его изученность .... 4
0.2. Методика исследования . ......................... 8
0.3. Цель и задачи работы.................... 10
0.4. Новизна и актуальность. II
0.5. Структура диссертации ......................... 13
0.6. Сведения о внедрении............................. 14
I Глава. АРХИТЕКТУРА РОМАНТИЗМ (1830-1860)
1.1. Романтическое движение в Литве и его воздействие на архитектуру. . ............................. 17
1.2. Региональное направление в архитектуре романтизма ............................................. 26
1.3. Романтическая интерпретация ордерной и готической архитектуры.............................. .... 34
1.4. Выводы ....................................... 48
П Глава. АРХИТЕКТУРА ИСТОРИЗМА (1860-1914)
2.1. Отражение исторической ситуации в архитектуре второй половины XIX века.................... 47
2.2. Воспроизведение средневековых форм в культовой и усадебной архитектуре историзма • • • • 55
2.3. Воспроизведение стилей Нового времени в уса-
. дебной и культовой архитектуре историзма. . • 80
2.4. Особенности развития городской архитектуры историзма (конец XIX - начало XX века). ... 90
Вильнюс....................................... 93
Клайпеда......................................116
Каунас........................................126
Выводы........................................131
- 3 -
Стр.
Ш Глава. АРХИТЕКТУРА МОДЕРНА (1900-1914) И 1920-х ГОДОВ
3.1. Проблема стиля в литовской архитектуре начала
. XX века.............................................. 135
3.2. Особняк - носитель программных устремлений модерна .................................................. 140
3.3. Доходные дома модерна................................ 150
3.4. Компромиссы модерна в архитектуре общественных зданий................................................. 158
3.5. Ретроспективные тенденции в архитектуре
1920-х годов......................................... 162
3.6. Выводы ... . ............................... 169
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................... 171
ПРИЛОЖЕНИЯ. . ................................................. 181
ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ........................................ 182
I. Примечания............................................... 183
П. Список источников и литературы............................. 213
Ш. Сведения об архитекторах, работавших в Литве в 1830-
1920-е годы........................................ • 225
1У. Здания 1830-1920-х годов, находящиеся в Списке памятников культуры ЛССР......................................... 255
У. Дополнительные объекты, предлагаемые для взятия под
охрану................................................... 260
- 34 -
украшены рельефными стрельчатыми арками и мотивами трехлистника. Рельефы выложены из красного кирпича, выделяющегося на фоне крупных валунов (ил.6-4). Возможно, готические формы в Литве применялись уже в конце ХУШ в., о чем свидетельствуют сохранившиеся ворота в усадьбе Бжостовского ("Павлове")» которая строилась в 1770-е годы (ил.13-6). Готические стрельчатые арки, ниши и элементы трехлистника особенно широко использованы в постройках усадьбы Панемунис (середина XIX в.). В комплекс подсобных зданий входят кузница (1851), дом кузнеца и повара, конюшня-каретная (1854), дом батраков, амбар, погреб, оранжерея и винокурня (вторая половина XIX в.). Это редкий ансамбль, все хозяйственные здания которого построены из камня-валуна (ил.6-9).
1.3. Романтическая интерпретация ордерной и готической
архитектуры
Творческое продолжение народной традиции не исчерпывало всех тенденций литовской архитектуры 1830-50 г.г. Поиски нового художественного языка получили и другую выражения.
Работы архитекторов-романтиков обнаруживают изменение трактовки ордера. Модифицированные ордерные формы широко применялись в архитектуре костелов и богатых усадебных дворцов. Уже в 1820 годы К.Подчашинскис в усадебном дворце в Яшюнай (1824-28) скомпоновал портик в виде террасы с лоджией,отказался от пилястров и сандриков. О том, что это не случайность, свидетельствует аналогичная композиция дворца в Бистрамполис. Сохранившиеся, эскизные листы Т.Тышецкиса с 1831 г.^ наглядно демонстрируют, как изменялись пропорции ордера, упрощались формы и составлялись новые их комбинации. Результаты,ранних поисков Тышецкиса
31)
видны в проекте костела св.Екатерины; 'он придал плану здания
- 35 -
форму латинского креста с сильно выступающим трансептом, вытянул колонны фасада, оставил неоштукатуренной кирпичную кладку ^ все это противоречит устоявшему облику классицистического храма (ил.7-1).
Наиболее отчетливо процесс развития стилевых форм отражается в культовых сооружениях архитекторов Т.Тышецкиса и Ф.Рим-гайлы (часть работ, относимых к творчеству Тышецкиса, пока не имеет точно подтвержденного авторства)* По заказу графов Тышкевичей Т.Тышецкис построил два костела - в Раудондварис3^ около
Каунаса (проект 1847 г,, сооружен в 1852-56 г.г.) и в Биржай35^ (1853-58). Здания почти идентичны по формам* план в веде симметричного прямоугольника с почти незаметными выступами трансепта (на фасаде Биржайского костела выступы обозначены фронтонами), внутреннее пространство трехнефное, зальное. Главные фасады скомпонованы в формах барокко* имеют две изящные трех*ярусные башни и несколько углубленную центральную часть. Фасады богато украшены пилястрами, волютами, оконными архивольтами и ажурными решетками. Композиционная структура главных фасадов напоминает вильнюсский барочный костел Петра и Павла, тогда как боковые фасады, метрически расчлененные пилястрами и окнами полукруглых арок, еще демонстрируют классическую уравновешенность. Интерьеры костелов отличаются ясностью пространства, ордерным оформлением алтарей# пилонов, стен. Обилие произведений других ввдов искусств - живописи, скульптуры, резьбы3^ также сближает архитектуру зданий с подлинным барокко (ил.7-3)*
Думается, что попытка Тышецкиса синтезировать классицизм и барокко не была случайной*3^ Архитектура барокко в Литве сохранила популярность на протяжении почти всего ХУШ века; тип двухбашенного костела в процессе эволюции обрел местные черты ~
- Київ+380960830922