- 2 -
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.
В в е д е н и е ....................................... 3
Глава I. РАБОТЫ 1870-1880-х ГОДОВ ................... 10
Глава П. ПРОЕКТИРОВАНИЕ И СТРОИТЕЛЬСТВО ЗДАНИЯ
МУЗЕЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО УЧИЛИЩА ТЕХНИЧЕСКОГО РИСОВАНИЯ. ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЕЯ................ 63
Глава Ш. РАБОТЫ ПОСЛЕДНИХ ЛЕТ ....................... 93
Глава ІУ. ГРАФИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ..................... 117
Глава У. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ................ 128
3 а к л в ч е н и е ............................... 138
П р и м е ч а н и я................................ 144
Б и б л и о г р а ф и я............................ 156
П р и л о ж є н и я................................ 165
- 3 -
ВВЕДЕНИЕ
Диссертация посвящена деятельности одного из ведущих русских архитекторов второй половины XIX века - Максимилиана Егоровича Месмахера (1842-1906), в творчестве которого с большой полнотой нашли выражение основные черты и принципы сложного и противоречивого времени, обыкновенно определяемого как период эклектизма.
История русской архитектуры второй половины XIX века до недавнего времени исследовалась сравнительно слабо, отскща повышенный интерес к этому важному этапу в наши дни. За два десятилетия создан ряд трудов, относящихся как к отдельным представителям этого периода архитектуры, так и к изучению проблем, связанных с эстетическими, стилевыми и функциональными ее аспектами. Ценность публикаций И.А.Бартенева, Е.А.Борисовой, Т.П.Каждан, Е.И. Кириченко и А.Л.Пунина, посвященных комплексному изучению художественной жизни России второй половины XIX века, заключается в новом отношении к зодчеству той поры и осмыслению ее как важной вехи в подготовке архитектуры современного общества. В книге "Русская архитектура второй половины XIX века" Е.А.Борисова рассмотрела наименее исследованный.вопрос, связанный с новыми тенденциями и поисками национального стиля в русской архитектуре этого периода. На примерах событий архитектурной жизни города и тенденций его трансформации анализирует Е.И.Кириченко зодчество Москвы второй половины XIX века. В труде "Русская архитектура 1830-1910 годов" тот же автор впервые характеризует композиционную систему архитектуры, основные направления ее развития с посылками социального, идеологического и утилитарно-функционального порядка. В периодической печати за последние годы опубликова-
- 33 -
Не уступал роскошью отделки Столовой и Танцевальному залу Кабинет владельца дворца, окна которого были обращены в сад.
Это одно из самых интересных по художественному замыслу и решению помещений дворца. Кабинет имеет сложную композиционную систему построения: у него два входа, одна арка отделяет его от
приемной, другая - тройная отвечает оконным проемам садового фасада здания. Стены первого яруса Кабинета отделаны панелью из дуба с филенками, второго - обиты тисненой кожей коврового вызолоченного узора (илл.34). Орнаменты глубоких кессонов деревянного резного потолка вызолочены, профилированный карниз с фризом разбит на филенки с живописными декоративными вставками (илл.35). В цриемной сохранились богатые обои, расписанные серебром, и монументальный камин из песчаника. Пять проектных чертежей отделки Кабинета подтверждают, что этот ценнейший и хорошо сохранившийся интерьер, выполненный в формах, приближающихся к Ренессансу, точно соответствует замыслу архитектора.
В восточном флигеле дворца интерес представляют Фламандская и Китайская гостиные, Английский зал и Ванна.
Гордость Фламандской гостиной составляли когда-то уникальные шпалеры и прекрасная лепка потолка, скомпонованная на прямоугольных филенках и хорошо сохранившаяся. Невысокий камин из серого мрамора с колоннами тосканского ордера и топочным проемом, обрамленным латунным фризом, составляет и сегодня украшение этого небольшого помещения.
Английский зал решен в формах Ренессанса. По нижней части его стен проходили дубовые панели, разработанные прямоугольными филенками, стены были затянуты нарядным штофом. Акцентом зала некогда был богато декорированный калин во всю высоту помещения. Убранство интерьера завершал лепной трехцветный плафон, сложный
- 34 -
рисунок которого был составлен наложенными друг на друга рельефными розетками с необычно красиво сЕисащими "гирьками" в точках их пересечения (илл.36).
Китайская гостиная проектировалась Месмахером как экзотический интерьер, убранство которого должно было бы напоминать хозяину о путешествиях в Китай и Японию. Дверные обрамления, стенные панели, зеркальные рамы, надоконные карнизы исполнены из темного лакированного палисандра. На филенках трех двустворчатых дверей гравированы изображения птиц, бабочек и жуков, чередующихся с шутливыми сценками из жизни домашней птицы. Отделка черным деревом помещения гостиной удачно контрастировала с яркими цветными росписями потолка и стен, исполненными помощником ГЛесмахера, декоратором С.И.Садиковым по трафарету зодчего. Судя по рисунку Месмахера, исполненному в цвете, интерес представляли восемь фонарей с завершениями в виде пагод и маленькими головами драконов по углам.
Достопримечательностью дворца была Ванна с бассейном, потолок которой был расписан живописью. Стены Ванны в нижней части отделаны мрамором, в верхней - голубыми изразцовыми панелями с майоликовыми вставками. Сохранилось только пять (из II) радужных, сияющих майоликовых панно (илл.37-38). 47 На одном из панно изображение Амфитриона, на другом профильное изображение бога морей Посейдона в окружении своей свиты. Образы морских божеств - повелителей морской стихии, наяд и тритонов заполняли когда-то все пространство комнаты и напоминали о причастности хозяина дворца к мореплаванию. На трех майоликовых панно удалось найти подписи автора и год исполнения работы. Одно панно датировано 1885 годом, другое 1894, все три подписаны В.Ба-бенчнковым.
- Київ+380960830922