2
<•
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр
ВВЕДЕНИЕ............................................................. 4
ГЛАВА ПЕРВАЯ. ЗАКАЗ КАК МОТИВ ПОЯВЛЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКИХ ИЗОБРАЖЕНИЙ СИБИРСКИХ ГОРОДОВ. ВИДЫ ЗАКАЗА
1.1 Государственный заказ.................................... 17'
1.2 Частный заказ и частная инициатива......................... 29
ГЛАВА ВТОРАЯ. ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЛЕКСА ГРАФИЧЕСКИХ ИЗОБРАЖЕНИЙ СИБИРСКИХ ГОРОДОВ
2.1 Зарождение представлений о северо-восточных окраинах России и появление изображений первых сибирских поселений в XVI -середине XVII в............................................. 37
2.2 Профессиональная деятельность но картографированию территории Сибири на этапе ее градостроительного освоения в конце XVII - начале XVIII в.......................... 45
2.3 Формирование коллекций графических видов сибирских городов в
ходе организованных исследований территории Сибири в XVIII в. 59
2.4 Развитие комплекса графических изображений на этапе складывания художественного подхода к передаче изображения города в конце XVIII - начале XIX в.......................... 76
ГЛАВА ТРЕТЬЯ. ТИПЫ ГРАФИЧЕСКИХ ИЗОБРАЖЕНИЙ. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОТРАЖЕНИЯ АРХИТЕКТУРНОГО ОБРАЗА СИБИРСКОГО ГОРОДА
3.1 Топографический тип...................................... 94
3.2 Смешанный топографическо-панорамный тип................... 112
3.3 Фронтальная панорама...................................... 119
3.4 Глубинно-пространственная панорама........................ 133
3.5 Локальный вид............................................. 138
3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................... 142
ПРИМЕЧАНИЯ.......................................... 148
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК............................ 172
ПРИЛОЖЕНИЕ №1....................................... 188
ПРИЛОЖЕНИЯ №2....................................... 191
ПРИЛОЖЕНИЕ №3....................................... 288
ПРИЛОЖЕНИЕ №4....................................... 320
*
32
К.А.Большева выссказала мнение, что так называемые «шторки» - панно, написанные художником Николаем Шаховым водяными красками на ткани и содержащие виды Обдорской крепости (прил. 3, № 61), Казымского городка (прил. 3, № 34) и Ляпинской крепости (прил. 3, № 45), были заказаны автору «для украшения стен какого-либо учреждения» [21]. На декоративное предназначение панно указывает, как отмечено К.А.Большевой, характер их выполнения: сюжетная композиция обрамлена бордюром (прил. 2, табл. 3.14, рис. 1), а, главное, они предназначались для рассматривания в «растянутом положении», как картина: «Подобные панно в конце XVIII в. обычно украшали простенки или внутренние стены комнат, чему имеется много примеров во дворцах и особняках последней четверти XVIII в.» [21, с. 38].
В воспоминаниях М.Д.Бутурлина зафиксировано убранство интерьеров петербургских частных интерьеров начала XIX в. Даже в столичных домах были сильны влияния XVIII века. В доме Демидова на Гороховой улице в 1817 г. все еще «[...] были в ходу [...] изображения по стенам густого леса в настоящем почти размере и разные ландшафтные виды. У помещиков средней руки этими сюжетами расписана была обыкновенно столовая (она же - зала), и в большинстве, конечно, случаев кистью своих доморощенных живописцев-самоучек» [130, с. 48].
В убранстве провинциальных усадебных домов в начале XIX в. также еще были в ходу унаследованные от XVIII в. «шпалеры». Как это было в XVIII в. ими именовались натянутые на стены и вставленные в рамки холсты, которые могли покрываться росписью или служить фоном для гравюр. По воспоминаниям того же М.Д.Бутурлина, стены барского дома И.Л.Вороицова в Белкине Калужской области «[...] были обтянуты шпалерами тусклого темно-желтоватого цвета, и на этом фоне были наклеены в три ряда покрытые лаком гравированные виды Венеции, современные строителю дома, графу И.Л.Воронцову» [там же, с. 96].
Учитывая вышесказанное, можно допустить, что панно Н.Шахова с видами Обдорской, Ляпинской и Казымской крепости могли быть изготовлены для декоративной цели - украшения помещения. Они, как нам представляется, могли быть выполнены, не для учреждения, а, скорее, для частного лица, следовавшего моде своего времени и старавшегося подражать увиденному модному убранству домов.
Частная инициатива, в отличие от частного заказа, сыграла большую роль в появлении изображений городов Сибири. Она проявилась наиболее ярко в двух типах источников: в авторских инициативных исследованиях и обозрениях и в записках и дневниках частных путешественников, которые побывали в составе императорских посольств или в составе экспедиций в Сибири.
В конце XVII и первой половине XVIII в. путешественники попадали в Сибирь, выполняя государственное, царское поручение. Так совершили путешествие через Сибирь в Китай сначала - И.Идес (прил. 2, табл. 1.5), затем, в составе посольства Л.В.Измайлова - И.Унферцахт (прил. 2, табл. 1.13). Первый - в качестве нарочного по поручению русского императора для получения отзыва о Нерчинском договоре, второй - в свите русского посланника.
Если И.Идес из-за смерти художника (см. с. 5.4) мог исполнять его обязанности по необходимости, то в случае с И.Г.Унферцахтом все обстояло по-иному. И.Г.Унферцахт не был официальным художником экспедиции, его не было даже в списке участников экспедиции [прим. 1.37]. Он, видимо, был включен в состав экспедиции Л.В.Измайлова неофициально, поэтому и виды сибирских городов, выполненные им в ходе поезки в Китай через Сибирь можно расценить как его собственную инициативу, реализацию личного интереса.
Результатом каждой из этих экспедиций в обоих случаях стали записки о путешествиях, изданные лично И.Идссом в Голландии и И.Г.Унферцахтом в Германии в форме дневников путешествия, и гравюры, помещенные в книгах, с
- Київ+380960830922